Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

СЕКЦИЯ “ПСИХИАТРИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

В.А.Серебренникова
Институт бизнеса и политики
Кафедра психологического консультирования
Зав. кафедрой – к.п.н. А.С.Султанова
Научный руководитель – к.п.н. Т.Г.Горячева



Являясь результатом совместного воздействия биологических и психосоциальных факторов, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей в последнее время приобретает широкие масштабы. Высокая распространенность этого нарушения (от 5–10% до 20–28% детской популяции) подтверждает актуальность его изучения. Целью данной работы была оценка степени влияния семейного воспитания на развитие СДВГ. Исследовались пары «мать-ребенок» (возраст детей 5–10 лет) по методикам: АСВ, ИТО, PARI, «Рисунок семьи». В семьях детей с СДВГ у матерей в 42% случаев выявлена воспитательная неуверенность, недостаточность требований, запретов и санкций. В 58% случаев наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. В 36% пар «мать-сын» выявлено предпочтение матерью женских качеств у ребенка. Среди индивидуально-типологических свойств у матерей в 84% встречается сенситивность (из них 47% имеют невротическую структуру переживаний), тревожность наблюдается в 63% (из них у 26% имеется склонность к навязчивым страхам, паническим реакциям). Достаточно высокий процент лабильности (68%). Ярко выраженное психологическое компенсирование одного полярного признака другим наблюдается в 58% случаев; 42% матерей ориентируются на общепризнанные нормы поведения. С помощью методики PARI выявлено, что на фоне оптимального эмоционального контакта (45%) присутствует нежелание вмешиваться в мир ребенка (28%); 41% матерей не стремятся ускорить развитие ребенка. Тест «Рисунок семьи» показал: дети в 83% случаев испытывают тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с родителями; в 56% испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации; в 72% случаев – враждебность. Таким образом, выявлено, что особенности семейного воспитания, индивидуально-типологические свойства матерей влияют на развитие СДВГ у детей, способствуя его усилению.


На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz