Особенности обучения детей с двойной исключительностью

Галина Борисовна Монина
(Статья публикуется с разрешения автора)



В настоящее время меняется парадигма отечественного образования: сегодня вновь заслуживает внимания и поощряется талант. Специалисты проводят исследования, результаты которых способствуют лучшему пониманию психологических особенностей одаренных детей, помогают выбрать наиболее эффективную стратегию взаимодействия с ними. В последние годы открываются классы и даже школы, специализирующиеся на обучении одаренных детей, разрабатывающие программы для них.

Большинство современных исследователей утвердились в понимании того, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь не просто иные количественные параметры, а качественно отличаться от содержания образования их «ординарных» сверстников. Разработаны идеи качественной перестройки – «обогащения содержания образования», под этим термином в дидактике понимается широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Однако, модернизация содержания образования для одаренных детей предполагает либо наращивание темпа обучения детей данной категории (прохождение программы в более сжатые сроки), либо увеличение объема учебной информации (увеличение количества изучаемых учебных дисциплин, углубленное изучение отдельных предметов). К сожалению, далеко не всегда стратегии интенсификации или ускорения способствуют раскрытию потенциала и академической успешности одаренных детей.

Причины академической неуспешности одаренных детей и подростков

Одна из причин – уникальность, непохожесть, инакость, исключительность каждого одаренного ребенка. Другая причина – недостаточная теоретическая подготовка и отсутствие практического опыта некоторых педагогов и психологов, работающих с детьми. Третья причина – неготовность специалистов принимать далеко не всегда «удобного» в общении одаренного ребенка, иногда – страх потерять авторитет, оказавшись некомпетентным при взаимодействии с эрудированными, нетрадиционно мыслящими учениками.

Можно назвать еще множество причин, обусловливающих академическую неуспешность одаренных детей: личностные особенности как самого ребенка, так и учителя, конфликт стиля подачи и восприятия информации, межличностный конфликт ребенка со сверстниками или с учителем, снижение учебной мотивации вследствие несоответствия познавательных потребностей и реальной учебной программы и т.п.

Обучение одаренных детей не может быть сведено только к изменению количественных параметров, оно должно носить качественно иной характер, учитывать целый ряд перечисленных параметров. Однако даже в этом случае взаимодействие с одаренным ребенком бывает затруднено вследствие наличия у него, наряду с одаренностью, проблем со здоровьем, и в частности – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Функционирование одаренных детей может осложняться проблемами со здоровьем, зачастую сочетающихся с одаренностью. В последние годы подобное сочетание называют «двойной исключительностью».

Недооценка данного синдрома приводит к тому, что по отношению к одаренному ребенку у взрослых (и у родителей, и у педагогов) формируются такие ожидания, соответствовать которым ребенок не в состоянии в силу своих физиологических особенностей. Специфика поведения гиперактивного ребенка на уроке затрудняет принятие его учителем, усложняет как положение самого ребенка в классном коллективе, так и общую эмоциональную атмосферу в классе. Именно поэтому, в целях создания условий для реализации таланта одаренного ребенка, необходимо обращать внимание не только на его исключительность в области познания, творчества, общения и др., но и на особенности развития, недоучет которых может привести к личностным изменениям и к трудностям усвоения программы.

Выбор стратегии взаимодействия с детьми, обладающими двойной исключительностью, предполагает изучение присущих им характеристик и одаренности, и СДВГ. Значит, необходима диагностика одаренности и СДВГ на ранних этапах развития ребенка и качественный (а не только количественный) анализ ее результатов.

До недавнего времени специалисты считали, что для большинства детей с СДВГ характерен недостаточно высокий уровень интеллекта. Такое мнение было обусловлено как недостаточно четкой терминологией, так и большим разбросом показателей (вследствие неоднородности характеристик гиперактивных детей). Однако опыт работы с детьми с СДВГ показал, что среди них много одаренных детей. Линда Крегер Сильверман объясняет данное противоречие прежде всего тем, что у одаренных детей трудно выявить СДВГ: чем лучше развито абстрактное мышление ребенка, тем легче он адаптируется к ситуации, вырабатывая самостоятельно такую стратегию, которая камуфлирует проблему. В результате ни родители, ни педагоги не в состоянии сразу распознать СДВГ. С другой стороны, одаренность маскируется неспособностью обучения, характерной для ребенка с СДВГ. Педагог, испытывая трудности обучения, общения с гиперактивным ребенком, далеко не всегда может оценить его выдающиеся способности в отдельной области знаний или деятельности. Неспособность к обучению маскирует интеллект, и ребенок с СДВГ может создавать впечатление не одаренного, а посредственного ребенка. Кроме того, дети с двойной исключительностью, несмотря на одаренность, зачастую (в силу физиологических и психологических особенностей) далеко не всегда в состоянии усвоить программу для одаренных детей. Ведь подобные программы направлены либо на ускорение, либо на интенсификацию, что может пагубно сказаться на успехах ребенка, основные черты которого – дефицит активного внимания, импульсивность, гиперподвижность (В. Кляйн считает, что еще одна характеристика детей с СДВГ – нарушение восприятия). Таким образом, воспитание и обучение детей с двойной исключительностью должно строиться с учетом наличия как одаренности, так и проблем со здоровьем (в данном случае – СДВГ). Эти дети часто «проваливаются в щели системы образования», сходят со «школьного конвейера» (М. Гриндер), попадая в «школьные коридоры», переходя на домашнее обучение или попадая, несмотря на одаренность, в классы компенсирующего развития. Необходимо, чтобы программы для одаренных детей стали «доступными для лиц с физическими недостатками», чтобы одаренные дети со скрытой неспособностью могли получить доступ к этим службам.

Психологический портрет детей с двойной исключительностью

Некоторые характеристики одаренных детей и детей с СДВГ являются внешне схожими. Так, и одаренный ребенок, и гиперактивный могут проявлять беспокойство на уроке, совершать много движений, отвлекаться, терять интерес к занятиям. Однако происходит это по разным причинам: в одном случае – вследствие физиологических особенностей и невозможности длительное время концентрировать внимание. В другом – от скуки, несоответствия уровня сложности учебного материала потребностям ребенка. Следовательно, и стратегии нормализации ситуации должны носить разный характер. Для одаренного ребенка можно предложить нестандартное увлекательное задание. Для ребенка с СДВГ – дать возможность сменить деятельность или отдохнуть.

Дети с двойной исключительностью, обладая особенностями как одаренных детей, так и детей с СДВГ, представляют собой в высшей степени разнородную группу учащихся. Однако наблюдения за ними, анализ теоретических материалов и собственных исследований позволил выявить некоторые характерные черты представителей данной категории:
- высокая познавательная активность,
- широкий спектр интересов,
- способность к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций,
- способность к «инсайту»,
- высокий уровень развития аналитических навыков,
- дивергентное мышление,
- тонкое чувство юмора,
- изобретательность в решении заданий, компенсирующая трудности в обучении,
- неравномернось развития учебных навыков,
- проблемы школьного обучения,
- неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, плохой почерк, неаккуратность выполнения письменных работ,
- суетливость, недостаток организационных навыков,
- трудности в выполнении инструкций,
- эмоциональная лабильность,
- трудности концентрации внимания,
- имульсивность,
- конфликты с учителями и сверстниками.


На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz