Загадка твоих учебных трудностей

Учимся понимать себя и защищать себя

Автор
Доктор Скотт Л. Крауз


Перевод - Мышь

Глава 4
Обработка информации: ключ к разгадке

Чтобы сделать следующий шаг к разгадке, мы должны исследовать темные и опасные пещеры твоего мозга. Мы пойдем теми же путями, по которым идет информация, чтобы понять, как работает твой мозг. Надень перчатки… это дело не очень чистое…  
Следуй за мной…

Как мы выяснили, наличие учебных трудностей означает, что информация «застревает» или искажается, когда проходит через твой мозг, то есть обрабатывается им.
Но что такое «обработка»?
Мозг обрабатывает информацию разных видов сотнями различных способов. Но мы остановимся на двух видах обработки, которые считаются самыми важными для учебы:
сенсорная (от слова «чувство») обработка – это то, как твой мозг использует информацию, получаемую от органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса)
и
когнитивная (от слова «познание») обработка – это то, что твой мозг делает после получения информации от органов чувств.

Вход в мозг: каналы чувственного восприятия

Информация поступает многими разными способами, но сначала попадает в мозг через пять каналов сенсорной обработки, пять чувств:

  • зрение
  • слух
  • осязание
  • вкус
  • обоняние

Эти каналы – первая область, где могут возникнуть проблемы с обработкой информации.
Но на уроках в школе часто ли тебе приходится пробовать на вкус или нюхать учебные пособия? Даже если иногда и приходится, больших учебных проблем у тебя не возникнет и в том случае, если ты не можешь чего-то потрогать или унюхать. Так что в действительности главными каналами восприятия, которые могут вызвать проблемы при обучении, остаются:

  • Визуальный (зрительный): понимает ли твой мозг то, что ты видишь?
  • Аудиальный (слуховой): понимает ли твой мозг то, что ты слышишь?

Очень важно! Сенсорная обработка информации – это совсем не то же самое, что хорошее зрение или хороший слух. Человек с проблемами обработки зрительной информации видит не хуже других, но его мозг с трудом улавливает смысл в визуальной информации. Такие школьники понимают информацию на слух гораздо быстрее и лучше.

Другой канал чувственного восприятия – через запах, вкус, прикосновения – может быть важной альтернативой. Они редко бывают (если вообще бывают) главной областью, обусловливающей учебные трудности, связанные с обработкой информации. Особенно важно осязание, о котором мы поговорим впоследствии, когда займемся исследованием обработки «осязательной» информации.

А сейчас присмотримся к обработке визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) информации.

Под обработкой визуальной информации мы понимаем то, насколько хорошо твой мозг может этой информацией пользоваться. Когда ты видишь что-нибудь, особенно что-нибудь сложное, -- понимаешь ли ты это быстро и легко? Можешь ли ты «зрительно представлять себе» что-то (картинки, очертания, слова) в голове? Можешь ли запомнить информацию, которую ты увидел?

Обработка визуальной информации – это способность

  • видеть различия между вещами
  • запоминать детали, подробности внешнего вида, зрительного образа вещи
  • дополнять отсутствующие части общей картины
  • помнить общие характеристики
  • соотносить свои движения с тем, что видишь (визуально-моторная координация)
  • зрительно представлять себе образы, воображать
  • организовывать пространство в своей комнате, на столе и т. п.
  • заниматься изобразительным искусством

Людям, которые испытывают затруднения в обработке визуальной информации, зачастую тяжелее всего дается математика и правописание, потому что им трудно «представить себе» слова, буквы, символы и т. п.

Конкретные проблемы могут быть такими:
-- письмо:
плохой почерк
плохое правописание (не может представить себе слова)
-- математика:
трудно зрительно представить себе задачу
трудно работать с рабочими листами, которые перегружены рисунками, чертежами или имеют чужие пометки
-- чтение:
низкая скорость, плохое понимание
-- общие навыки:
плохая организация/трудности с планированием/неаккуратность
трудности с перепроверкой своей письменной работы
трудно учиться, глядя на демонстрацию чего-либо
трудно воспринимать учебные фильмы по видео

Как ты считаешь, трудно или легко тебе дается обработка зрительной информации?

Обработка аудиальной (слуховой) информации – это то, насколько хорошо ты понимаешь на слух. Можешь ли ты улавливать все сказанное, когда люди говорят быстро? Легко ли ты различаешь голоса (даже по телефону)? Можешь ли представить себе мысленно звучание голосов знакомых людей? Запоминаешь ли информацию, которую слышишь?

Обработка слуховой информации подразумевает:
-- понимание разницы между звуками и голосами
-- запоминание конкретных слов или цифр
-- запоминание общей звуковой последовательности
-- понимание даже в том случае, когда нескольких звуков не хватает
-- музыкальность

Люди с общими трудностями в обработке слуховой информации, чаще всего испытывают наибольшие трудности с чтением, письмом и языком (пониманием и выражением). Если конкретно, трудности могут быть такими:

-- чтение:
плохое распознавание новых слов
плохое понимание
-- письмо:
плохое правописание/плохая механика
плохая структура предложения
-- общение:
трудности с выражением мыслей и передачей информации вслух
плохое восприятие языка
-- общие навыки:
трудно выполнять устные указания
трудно учиться лекционным способом
(от себя я бы добавила:
трудности с аудированием при изучении иностранного языка
трудности с пониманием информации на фоне шума – тяжело разбирать речь при работающем телевизоре, например, или льющейся воде -- Прим. переводчика).

Как по-твоему, трудно или легко тебе дается обработка слуховой информации?

Не забудь!!! Обработка слуховой и зрительной информации – это гораздо больше, чем способность видеть и слышать.

Важно еще и то, насколько хорошо твой мозг может понять и применить информацию после того, как ты ее воспринял глазами или ушами.
Теперь давай углубимся в мозг.

Два главных канала обработки когнитивной информации:

Мы помним, что слово «когнитивный» происходит от слова «познание».
После того, как информация проходит через каналы чувственного восприятия, она передается дальше – в области, где происходит когнитивная обработка, для дальнейшего понимания, хранения (в памяти) и обращения к ней впоследствии. Считается, что есть много разных конкретных типов когнитивной обработки, однако исследования мозга позволяют предположить, что две самые важные области обработки информации находятся в двух сторонах полушарий мозга. Давайте присмотримся к ним повнимательнее:

Левое полушарие:

Последовательная, логическая обработка – это главная система сортировки в твоем мозге. Эта работа выполняется в левом полушарии. Она включает в себя организацию и запоминание конкретных битов информации, включая факты, цифры и формулы.
Это очень похоже на то, как компьютер организует и хранит информацию. Хорошо ли ты помнишь детали (имена, адреса, факты и т. п.)? Организованный ли ты человек?

Правое полушарие:

Концептуальная/целостная обработка информации включает создание «общей картины», выявление общих законов и лежащих в основе информации концепций. Все это используется для мышления высшего порядка, творчества, рассуждения.
Концептуальная/целостная сортировка подобна раскладыванию вещей по коробкам с самыми общими названиями. А ты улавливаешь «общую картину»? Понимаешь ли общие идеи? Ты – человек творческий? Изобретательный?

В целом, правое полушарие мозга отвечает за большую часть мышления, рассуждения, творчества. Левое полушарие организует эти мысли и идеи для эффективного хранения и выражения.

У большинства людей обе части мозга очень хорошо работают вместе. Но у многих школьников с трудностями обучения одна часть мозга работает лучше, чем другая. Это вызывает проблемы с усвоением информации определенного рода.
Например, если правое полушарие у тебя работает значительно лучше (или быстрее), чем   левое, то у тебя масса прекрасных идей, но ты не можешь их достаточно хорошо (или быстро) организовать и выразить (особенно на письме).

С другой стороны, если твое левое полушарие работает лучше (или быстрее), чем правое, то ты хорошо запоминаешь или организуешь подробную информацию, но с трудом создаешь новые идеи или понимаешь общие концепции.

Теперь давай посмотрим, как эти две области обработки информации влияют на твою учебу.

Последовательная/организационная (левополушарная) обработка информации включает в себя:

  • Краткосрочную память на детали
  • Способность вернуться к этим деталям и извлечь их из памяти спустя долгое время
  • Точную координацию движений
  • Поиск слов, которые ты хочешь сказать или написать
  • Организацию мыслей или материалов
  • Механику письма (правописание, пунктуацию)
  • Скорость чтения/произнесения вслух новых слов
  • Внимание к деталям
  • Умение излагать слова и мысли по порядку

Тем, кто испытывает трудности с общей последовательностью/организацией, часто труднее всего даются чтение, вычисления, выразительная речь и механика письма. В частности, проблемы могут возникнуть с
-- почерком:
скоростью/четкостью письма
зеркальным изображением букв
написанием букв в неправильной последовательности
-- чтением:
распознаванием (прочтением слов вслух)
скоростью/беглостью
запоминанием деталей
вниманием/концентрацией
-- математикой:
запоминанием формул/последовательности действий
-- общением:
нахождением слов для того, чтобы выразить мысли устно или письменно
-- общими навыками:
планированием заданий, рассчитанных на долгое время
запоминанием деталей
внимательностью – эти люди легко отвлекаются
запоминанием имен людей или названий предметов
выполнением конкретных указаний

А тебе легко дается последовательная/организационная обработка информации?

 

Концептуальная/целостная обработка информации включает в себя: :

  • Память на общие темы или идеи
  • Рассуждение
  • Понимание пространственных отношений
  • Общие знания
  • Логическое мышление
  • Оценку/приблизительное округление
  • Понимание концепций
  • Творчество/изобретательность
  • Понимание прочитанного
  • Умение пользователься контекстом
  • Ритм
  • Музыку
  • Искусство

Те, кто испытывает трудности с общей концептуальной/целостной обработкой информации, обычно довольно хорошо учатся в младших классах, но позднее им становится трудно понимать прочитанное, решать математические задачи и писать творческие работы. Конкретные проблемы могут возникать с
-- чтением:
пониманием иронии, намеков, сарказма
общим пониманием
-- математикой:
обобщением, распространением известного на новые ситуации
задачами, изложенными в виде рассказа
-- письменными творческими работами
-- общением:
пониманием сказанного вообще
пониманием юмора
-- общими навыками:
пониманием глобального/общего
вниманием – такие люди могут слишком сильно сосредотачиваться на чем-то конкретном.

А тебе легко или трудно дается концептуальная/целостная обработка информации?

Последняя область, которую нам осталось исследовать, -- это скорость обработки: насколько быстро информация проходит через твой мозг.

Все школьники с учебными трудностями имеют какие-то проблемы со скоростью обработки информации, когда им приходится обрабатывать информацию, проходящую через их «самый слабый» орган чувств, или канал. Но у других школьников с учебными трудностями общая проблема со скоростью обработки влечет за собой трудности со всеми каналами.
Это как если бы твой мозг работал со скоростью 60 км/ч, когда весь мир (и вся информация вокруг тебя) несется со скоростью 80 км/ч. Ты просто не успеваешь.

Скорость обработки влияет на:  

  • Краткосрочную память (при ограничении времени)
  • Извлечение данных из памяти (при ограничении времени)
  • Скорость речи, поиск нужных слов
  • Скорость письма
  • Скорость чтения
  • Внимание
  • Рассуждения (при ограничении времени)
  • Общую скорость реакции

Людям, испытывающим общие трудности со скоростью обработки информации, часто тяжело дается учеба во всех областях, поскольку они неспособны быстро обрабатывать информацию всех типов. Конкретные трудности могут возникать с
-- чтением:
скоростью чтения
способностью сохранять внимание во время чтения
-- математикой:
выполнением серии действий
-- письменным изложением:
скоростью письма
механикой
ясностью (при ограничении времени)
-- общением:
задержками при ответах
замедленной, обдумываемой речью
поисками нужных слов
-- общими навыками:
умением справляться с жестко установленными или негласными ограничениями времени
такие люди всегда «на шаг отстают»
у них проблемы с концентрацией на выполнении задания
они превышают ограничения времени во время тестирования
им трудно справляться с предъявляемыми к ним требованиями делать все «побыстрее»

А у тебя есть проблемы со скоростью обработки информации?

Сенсорное + Когнитивное = Идеальное партнерство

Очень важно! Каждое задание, которое ты выполняешь, требует комбинированной – и сенсорной, и когнитивной – обработки информации. Помни: любая информация сначала попадает в мозг через как минимум один орган чувств, затем отправляется в области когнитивной обработки для понимания и хранения. Так что используются оба типа обработки.
Например, если ты ищешь телефонный номер в записной книжке, ты сначала пользуешься обработкой визуальной информации, чтобы данные попали в твой мозг, затем последовательной информации,   чтобы установить порядок расположения определенных номеров.
Так что, если тебе трудно справиться с этим заданием, проблема может быть вызвана трудностями с обработкой или визуальной, или последовательной информации.

С другой стороны, если тебе трудно запоминать номера, которые тебе кто-то диктует, проблема может быть вызвана слабостью обработки слуховой или последовательной информации.

Вот еще пример. Представь себе, что ты только что стал свидетелем ограбления банка.

Давай перечислим, что ты заметил с помощью разных типов обработки информации, которые участвовали в этом процессе

Что ты заметил

Какая информация обрабатывалась

Человек бежал

Зрительная + концептуальная

На нем был зеленый свитер

Зрительная + последовательная

И маска

Зрительная + последовательная

Он был маленький и тощий

Зрительная + концептуальная

Он сказал «Уйди с дороги!»

Слуховая + последовательная

У него был хриплый голос

Слуховая + концептуальная

Судя по звуку шагов, он хромал

Слуховая + концептуальная

Похоже, твое свидетельство помогло поймать опасного преступника.

Из этих примеров видно, что конкретные наблюдения требуют «последовательной» обработки информации, а общие наблюдения более «концептуальны».
Как показывают эти примеры, ты пользуешься несколькими разными типами обработки информации для выполнения большинства задач.
Области обработки информации пересекаются, поэтому может казаться, что у тебя есть трудности в нескольких областях. Ничего страшного. Что нам нужно найти – так это ту область, которая тебе доставляет больше всего проблем большую часть времени.
Пересечения между обработкой информации, поступающей от органов чувств, и когнитивной обработкой, показаны здесь:

Очень важно! Если у тебя ослаблен один канал восприятия, другие становятся сильнее, для того, чтобы его компенсировать. Например, если обработка слуховой информации слаба, то обработка зрительной обычно бывает достаточно сильна. Если ослаблена последовательная обработка, то сильной будет концептуальная. Эта связь станет очень важной, когда мы станем рассматривать способы сделать учебу более легкой для тебя.

Итак, мы обнаружили, что главные области, где возникают трудности с обработкой информации, – это
Область обработки информации визуальной, или зрительной
Аудиальной, или слуховой,
Последовательной
И концептуальной;
Кроме того, встречаются трудности, связанные со скоростью обработки информации.

Мы узнали, что каждое учебное задание требует совместной работы как минимум одной области обработки чувственной информации и одной области когнитивной информации. Некоторые задачи требуют разных типов обработки информации одновременно!
Нашли ли мы область, в которой у тебя возникают самые большие трудности с обработкой информации?
Большинство школьников с учебными трудностями найдет свою самую большую проблему среди приведенных в этой главе описаний проблем, связанных   с пятью областями обработки информации. Если ты уже нашел свою проблему – поговори со школьным психологом и узнай больше о своем стиле обработке информации.

А как насчет обработки осязательной информации?

Многие специалисты по учебным трудностям считают, что для школьников, которые их имеют, очень важна осязательная информация. Это обучение через прикосновения, ощущения, движение. И действительно, многие школьники с учебными трудностями очень хорошо учатся, когда задействован этот канал восприятия. Однако обработка осязательной информации – это не отдельная область, а комбинация обработки осязательной и концептуальной/целостной информации. Другими словами, учащийся, у которого сильна обработка концептуальной информации и хорошо развито осязание, будет очень хорошо учиться при помощи своих ощущений. Но, поскольку школа дает очень мало «осязательной» информации, эта область обработки информации не считается причиной учебных трудностей. Но, конечно, ты можешь оказаться очень хорошим «осязателем».

Итак, сыщики! Поскольку обработка информации – это ключ к разгадке, то кажется, что загадка решена? Правильно?
Нет! Я забежал вперед, как сделал бы любой хороший детектив, и обнаружил еще множество страниц, которые предстоит исследовать. Должно быть, впереди новые захватывающие тайны!

Продолжим?

Проверочные вопросы:

  1. О каких пяти областях обработки «чувственной» информации рассказывается в этой главе?
  2. Какие два канала обработки чувственной информации – самые важные для учебы?
  3. В чем разница между «обработкой зрительной информации» и «зрением»?
  4. В чем разница между «обработкой слуховой информации» и «слухом»?
  5. Могут ли помочь в учебе другие чувства (вкус, осязание, обоняние)?
  6. О каких двух областях «когнитивной обработки информации» говорится в этой главе?
  7. Какая область когнитивной обработки информации используется при запоминании конкретных фактов?
  8. Какая область когнитивной обработки информации – самая «творческая» и нужна для того, чтобы создавать идеи и делать открытия?
  9. Почему «скорость обработки» влияет на всех школьников с учебными трудностями?
  10. Какие области обработки информации участвуют в заучивании наизусть списка слов для правописания?

Рабочий лист: Обработка информации

Поставь на линии крестик там, где, по-твоему, должна стоять оценка твоих навыков в каждой области.

Зрительная: Понимание того, что ты видишь, представление видимых образов в воображении, работа с рисунками, формами, математика, правописание.

Слуховая: Понимание того, что ты слышишь, способность «успевать» за говорящим, память на звуки, чтение, письмо, общение.

Последовательная/Организационная: Память на детали, организация, скорость чтения, правописание, почерк.

Концептуальная: Способность увидеть «общую картину», общее понимание того, что происходит, творчество, изобретательность, использование контекста.

Скорость обработки: Скорость мышления, скорость письма, скорость речи, способность успевать за общим темпом.

Содержание Глава 5

На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz