Загадка твоих учебных трудностей

Учимся понимать себя и защищать себя

Автор
Доктор Скотт Л. Крауз


Перевод - Мышь

Глава 6
Другие проблемы, связанные с учебными трудностями

Мы уже много узнали о твоих учебных трудностях. Теперь пора поговорить о других проблемах, которые возникают у школьников, имеющих такие трудности.
Конечно, у тебя есть проблемы с учебой. Но вместе с ними появляются и другие, которые мешают тебе и в школе, и за ее пределами.
Мы остановимся на четырех самых распространенных проблемах, связанных с учебными трудностями:
Самооценка
Социальная дезориентация
Общение
Внимание

Низкая самооценка – вероятно, самая большая и самая распространенная эмоциональная проблема тех, кто имеет учебные трудности. Когда тебе тяжело учиться, ты теряешь уверенность в себе и низко себя оцениваешь. Это чаще всего начинается в школе, где тебе приходится особенно нелегко, но часто мы переносим это отношение к себе и на другие ситуации.

  • Когда у тебя низкая самооценка, ты можешь бояться ввязываться во что-то новое, в том числе:
    - Браться за новую работу в школе
    - Вступать в новые отношения
    - Заниматься новым видом спорта
    - Начинать новые игры
    - Завязывать разговоры с незнакомыми людьми
    Это называется «страхом неудачи»: ты боишься пробовать что-то, потому что опасаешься провала.
  • Или даже ты можешь нарочно делать что-то плохо (даже то, что ты можешь делать хорошо), чтобы другие (родители, учитель, друзья) не ожидали от тебя слишком многого. Это называется «страхом успеха».
  • Ты можешь стать застенчивым, чтобы избегать угрожающих ситуаций.
  • Ты можешь стать «противным», пытаясь показать другим, какой ты на самом деле умный.
  • Ты можешь злиться и упорно отказываться, когда тебя просят сделать что-то трудное.
  • Ты можешь стать агрессивным и лезть в драку, когда тебе стыдно за свои трудности.
  • Ты можешь лениться и казаться незаинтересованным, чтобы казалось, что ты можешь учиться хорошо, если захочешь.

Все это – «нормальные» попытки скрыть трудности и повысить низкую самооценку. Но, к сожалению, такое поведение только все портит.

Лучшее, что ты можешь сделать, чтобы поправить свою самооценку – это:

  • Научиться принимать свои учебные трудности
  • Заставлять себя пробовать что-то новое. Тебя может удивить, как хорошо у тебя все получается.
    И самое главное:
  • Не трать зря энергию на попытки скрыть свои учебные трудности от других!

Социальная дезориентация – область, в которой есть проблемы у множества школьников с учебными трудностями, поскольку имеющиеся у них затруднения в обработке данных мешают правильно понимать некоторые ситуации в общении. Ты можешь:

  • С трудом понимать смысл жестов или выражения лица
  • Неправильно понимать «нормальные» шутки и дразнилки
  • Слишком сильно реагировать на ситуации
  • Преувеличивать масштаб ситуаций и событий
  • Реагировать импульсивно , а не обдуманно
  • Реагировать на ситуацию слишком медленно и «оставаться за бортом».

Потеря социальной ориентации может приводить в отчаяние. Ты можешь чувствовать себя «странным», поскольку ведешь себя и реагируешь на что-то не так, как другие школьники. Возможно, тебе нужно больше работать, чтобы действительно разбираться в ситуации и реагировать более «нормально».

Общение – еще один важный вопрос для тех, у кого есть учебные трудности. Поскольку тебе тяжело дается обработка информации, тебе может быть трудно выражать свои мысли и понимать других.

Трудности в общении могут привести к осложнениям в любых отношениях, включая:
- Друзей
- Семью
- Учителей
- Тренеров
- И т. д.

  • Когда тебе трудно общаться, ты можешь избегать социальных ситуаций, потому что тебе тяжело поддерживать «короткие разговоры».
  • Ты можешь реагировать на затруднения агрессией вместо того, чтобы «мирно все обговорить».
  • Ты можешь избегать завязывания дружеских отношений из опасения, что не сможешь общаться.
  • Ты можешь казаться недружелюбным.

Трудности в общении могут приводить в отчаянье и тебя, и окружающих. Если у тебя есть проблемы в этой области, очень важно быть честным и открытым, не скрывать этих проблем, чтобы другие их понимали и могли тебя поддержать.

Внимание – область, в которой возникают проблемы практически у всех учеников с учебными трудностями. Тебе может быть трудно сохранять внимание и в классе, и при выполнении домашней работы.

Иногда трудности с вниманием вызваны медицинской проблемой, которая называется «синдром дефицита внимания» (СДВ). Если ты очень активен и импульсивен, -- возможно, у тебя дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). У многих школьников, имеющих учебные трудности, есть СДВ или СДВГ, многие принимают лекарства, которые помогают им контролировать поведение и быть внимательными.

У других школьников с учебными трудностями тоже есть проблемы с вниманием, но нет СДВ или СДВГ. Иногда эти школьники просто научились «выключаться», когда учеба становится совсем невыносимой. В других случаях проблемы с вниманием вызваны способом обработки информации, характерным для школьника.

Например, школьники с проблемами в области установления последовательности с трудом сохраняют внимание, когда приходится иметь дело с мелочами и организацией сведений воедино (например, на лекции, при демонстрации чего-либо или при чтении), но они прекрасно замечают все, что происходит вокруг них (и отвлекаются на это). Такие школьники могут быть более внимательными, если учитель изложит общую идею – о чем сейчас пойдет речь – прежде чем переходить к рассмотрению деталей. Школьники с проблемами обработки слуховой информации обычно «уплывают» на лекциях, но «включаются», когда им показывают видео или наглядные пособия.

  • Если у тебя есть проблемы с вниманием, тебе надо много работать, чтобы не «уплывать», когда в классе дают задание.
  • Тебе может быть трудно контролировать импульсивное поведение: возможно, ты говоришь что-то или делаешь прежде, чем обдумаешь это.
  • Друзей может огорчать отсутствие у тебя самоконтроля.
  • Родителей и друзей может выводить из себя твоя кажущаяся «незаинтересованность» и «нежелание что-то делать».

Проблемы внимания очень затрудняют учебу в школе. Не бойся просить, чтобы тебе повторили информацию, которую ты «пропустил».
«Кажется, что низкая самооценка, социальная дезориентация, проблемы с общением и вниманием очень типичны для школьников с учебными трудностями. Проблема ли это для тебя?»  

Лучший способ бороться с этими проблемами – быть открытым и честным – не скрывая ни своих учебных трудностей, ни связанных с ними проблем.
Когда ты действительно дашь другим понять, в чем твоя проблема, ты вдруг обнаружишь, что тебе уже больше не надо ее стесняться или стыдиться.
Ты увидишь, кроме того, что родители, друзья и учителя лучше тебя принимают и больше поддерживают, когда действительно понимают, с чем тебе приходится бороться.

«Ну, давай распутывать дело дальше».

Рабочий лист: «Другие проблемы»

Пометь крестиком на стрелочке, как у тебя обстоят дела в каждой из этих областей.

Самооценка: Как ты оцениваешь себя, твоя уверенность в себе, желание принимать вызовы и преодолевать трудности, способность принимать критику.

Социальное понимание: понимание ситуаций, возникающих при контактах с другими, понимание языка жестов, понимание шуток и дразнилок.

Общение: способность выражать мысли, понимать других, поддерживать разговор.

Внимание: способность быть внимательным, концентрироваться, контролировать импульсы (внезапные желания что-то сделать или сказать), способность обдумать поступок прежде, чем его совершить.

Содержание Глава 7

На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz