Загадка твоих учебных трудностей

Учимся понимать себя и защищать себя

Автор
Доктор Скотт Л. Крауз


Перевод - Мышь

Глава 8
Развивай свои слабые стороны

Мы пока по большей части говорили о том, как «объезжать» твои учебные трудности. Другими словами, мы выясняли, что сделать, чтобы не дать им так сильно мешать тебе в жизни.

Но, к сожалению, когда мы не пользуемся тем, что у нас развито слабо, оно обычно слабеет еще больше. Если это справедливо – то справедливо и то, что слабые места в обработке информации могут стать сильнее, если ты заставишь себя пользоваться ими.

Эта глава – о том, что ты сам можешь сделать, чтобы укрепить те навыки обработки информации, которые у тебя слабы. Это не очень легко. Ты потратил всю жизнь на то, чтобы избегать того, что дается тебе с трудом и заставляет чувствовать себя идиотом. Но, может быть, если поработать над этим, трудное станет полегче. А может быть, и поприятнее .

Довольно легко понять, чем именно тебе нужно заниматься. По большей части – тем, что тебе дается труднее всего. Это как в физкультуре – если что-то вообще не трудно, то и пользы тебе от этого никакой.
Но мы постараемся сделать трудное максимально приятными, так что вполне достаточно будет игры, а не работы.  

Посмотри на области, где у тебя есть проблема с обработкой информации, и выясни, чем тебе стоит побольше заниматься, чтобы стать в этой области посильнее.
Проблемы обработки зрительной информации
Проблемы обработки слуховой информации
Проблемы обработки последовательной информации
Проблемы обработки концептуальной информации
Проблемы со скоростью обработки информации

Проблемы обработки зрительной информации

Чтобы стать сильнее в этой области, надо заставлять себя обрабатывать как можно больше визуальной (зрительной) информации. Может быть, тебе понравятся задания, перечисленные ниже, и тебе захочется сыграть с друзьями или членами семьи.  

  1. Заткни уши, когда смотришь телевизор. Можешь ли ты понять, что происходит, если только смотришь?
  2. Складывай паззлы.
  3. Строй конструкции из кубиков или «Лего».
  4. Рисуй.
  5. Закрой глаза и зрительно представь себе что-нибудь – что угодно.
  6. Старайся представлять себе буквы, цифры, слова как картинки.
  7. Посмотри на рисунок, спрячь его и постарайся вспомнить все, что на нем изображено.
  8. Поиграй в «парочки» -- можно при помощи колоды карт. Разложи их вверх рубашками и постарайся искать пары с одинаковыми цифрами.
  9. Найди среди того, что тебя окружает, как можно больше предметов определенной формы (круглых, квадратных, прямоугольных, треугольных).
  10. Решай задачки, где надо расставить по порядку буквы в словах или предложениях или найти слова среди множества букв.
  11. Ищи в словах «спрятанные» слова.
  12. Повтори серию движений, которые кто-то делает.
  13. Попробуй понять, что нарисовано на картинке «Соедини точки» до того, как соединишь точки.
  14. Ищи ошибки в заданиях «Что напутал художник» или «Что неправильно на этой картинке» (сейчас такие публикуются в журнале «Геоленок», например. – Прим. переводчика).
  15. Рассортируй игральные карты разными способами: по цвету, масти, старшинству.
  16. Поищи изображения (лица, животных) в облаках, на камнях, в узорах обоев и т. п.
  17. Придумай и рисуй лабиринты или решай задачки «как попасть от старта к финишу».
  18. Вырежи комикс, разрежь на отдельные картинки, перемешай и разложи в правильном порядке.

Проблемы обработки слуховой информации

Чтобы укрепить свои навыки в этой области, тебе надо заставлять себя обрабатывать как можно больше слуховой информации. Возможно, тебе понравится заняться чем-то из этого списка самостоятельно, с друзьями или с членами семьи:

  1. Закрой глаза и слушай телешоу. Можешь ли ты понять, что происходит?
  2. Проводи больше времени за прослушиванием радио, чем за просмотром музыкальных видеоклипов.
  3. Помолчи и прислушайся: сколько разных звуков ты можешь расслышать?
  4. Читай вслух и слушай себя.
  5. Поупражняйся вместе с другом: пусть он называет серии любых цифр, а ты их повторяй.
  6. То же самое – только повторяй слова одно за другим.
  7. Закрой глаза, когда члены твоей семьи или друзья разговаривают друг с другом. Можешь ли ты разобрать, кто говорит?
  8. Называй по порядку дни недели, начиная каждый раз с разного.
  9. Закрой глаза и попытайся представить себе голоса друзей или членов семьи.
  10. Быстро назови названия месяцев в обратном порядке.
  11. Быстро назови дни недели в обратном порядке.
  12. Попробуй спеть или намурлыкать новую песню.
  13. Слушай песни и старайся запоминать все слова.
  14. Называй по порядку буквы алфавита, начиная с разных.
  15. Назови буквы алфавита в обратном порядке.
  16. Выполни несколько команд, которые тебе дает друг.
  17. Сделай громкость радио минимальной. Слушай очень внимательно и попытайся понять то, что ты слышишь.

Проблемы обработки последовательной информации  

Чтобы укрепить свои навыки в этой области, тебе нужно обрабатывать как можно больше последовательной информации. Ты можешь попробовать делать что-то из приведенного ниже списка самостоятельно, с семьей или друзьями:

  1. Расположи имена членов семьи, друзей и одноклассников в алфавитном порядке.
  2. Найди в комнате предметы, названия которых начинаются на каждую букву алфавита (по возможности).
  3. Называй по порядку дни недели, начиная с разных дней. Назови их в обратном порядке.
  4. То же – с названиями месяцев.
  5. Слушай песни и старайся запомнить все слова.
  6. Называй по порядку буквы алфавита, начиная с разных букв.
  7. Назови буквы алфавита в обратном порядке.
  8. Выполни несколько команд друга.
  9. Выбери букву алфавита и быстро назови буквы, стоящие с ней по соседству.
  10. Пусть друг называет тебе серии букв, слов, цифр, а ты повторяй.
  11. Повтори предложение слово за словом.
  12. Посмотри на любого человека или предмет и опиши его во всех подробностях – все, что ты видишь.
  13. Попытайся найти в детективе все «ключи» к разгадке.
  14. Поиграй в игру «Подсказка» («Ключ»; Clue в оригинале - компьютерная детективная игра). Можешь ли ты запомнить все подсказки, не записывая их?
  15. Выполни по порядку указания в кулинарном рецепте, или инструкции по сборке модели и т. п.
  16. Попытайся запомнить как можно больше имен из телешоу, кино или книжки.
  17. Попытайся запомнить телепрограмму одного канала на один день. Потом попробуй удержать в голове программу двух каналов или одного, но на два дня.
  18. Запомни, не записывая, как пройти к школе, дому друга, магазину и т. п.
  19. Попытайся запомнить дни рождения членов семьи или друзей.
  20. Повторяй серии движений, которые делает друг.
  21. Возьми карты и сыграй в игру на запоминание. Положи карты лицевой стороной вниз и попробуй найти две с одинаковыми номерами.

Проблемы с обработкой концептуальной/ целостной информации

Чтобы укрепить свои навыки в этой области, тебе нужно обрабатывать как можно больше концептуальной информации. Ты можешь попробовать делать что-то из приведенного ниже списка самостоятельно, с семьей или друзьями:

  1. Составь как можно больше слов из букв своего имени и фамилии. Проделай то же самое с именами других.
  2. Запиши как можно больше слов с одной рифмой.
  3. Помолчи и прислушайся: какие звуки ты слышишь?
  4. Попробуй вспомнить как можно больше слов на каждую букву алфавита (кроме ъ, ы, ь – Прим. переводчика).
  5. Попробуй понять, что изображено на картинке в задании «Соедини точки», не соединяя точки.
  6. Выполняй без подсказок (кто или что спрятано) задания, где на картинке надо отыскать спрятанных героев или предметы.
  7. Выполняй задания, где надо отыскивать выходы из лабиринта или искать среди беспорядочно разбросанных букв слова, расположенные по вертикали, горизонтали или диагонали.
  8. Отыскивай ошибки в заданиях «Что напутал художник» или «Что неправильно на этой картинке».
  9. Сортируй игральные карты по цвету, старшинству, масти и т. п.
  10. Ищи изображения (лица, животных и т. п.) в облаках, скалах, растениях и т. п.
  11. Рисуй лабиринты или решай задания, где надо их проходить.
  12. Читая рассказ, останавливайся и пытайся предсказать, что случится дальше. Попробуй придумать как можно больше возможностей и вариантов.
  13. Посмотри на какой-нибудь предмет и попробуй найти как можно больше способов его применения.
  14. Собирай паззлы. Любые.
  15. Прежде, чем куда-то идти (в зоопарк, большой торговый центр и т. п.), попробуй представить себе, что ты там увидишь.
  16. Читай сборники анекдотов, шуток, загадок. В каждом случае попытайся понять, в чем суть смешного.
  17. Задавай себе вопросы «что, если» (например, «Что было бы, если бы не было телевидения?»), старайся подумать и ответить на них.
  18. Играй в стратегические игры: шашки, шахматы и т. п.
  19. Решай ребусы.

Проблемы со скоростью обработки информации 

Чтобы укрепить свои навыки в этой области, тебе нужно стараться обрабатывать информацию как можно быстрее. Это может быть любая игра или деятельность, в которой надо соревноваться с другими или с компьютером, чтобы сделать задание быстрее их. Ты можешь попробовать делать что-то из приведенного ниже списка самостоятельно, с семьей или друзьями. И помни, что надо или засекать время и стараться побить собственные рекорды, или соревноваться с другими – кто быстрее.

  1. Быстро выполняй задания, где надо восстановить перепутанный порядок букв или слов.
  2. Как можно быстрее найди все ошибки на картинке «Где ошибся художник».
  3. Рассортируй колоду карт по цвету, масти, старшинству. Засекай время.
  4. Ищи выходы из нарисованных лабиринтов. Засекай время.
  5. Вместе с другом придумывайте и повторяйте серии букв или цифр – как можно быстрее.
  6. Вместе с другом повторяйте предложения слово в слово. Попробуйте справиться со скороговорками.
  7. Быстро называй дни недели, начиная каждый раз с разного.
  8. Быстро назови месяцы задом наперед -- от декабря к январю.
  9. Быстро перечисли дни недели в обратном порядке.
  10. Быстро назови по порядку буквы алфавита, начиная каждый раз с разной.
  11. Быстро прочитай алфавит в обратном порядке.
  12. Выбери букву алфавита и назови ее соседей.
  13. Ищи выходы из нарисованных лабиринтов, отыскивай в массе букв слова, расположенные по вертикали, горизонтали, диагонали. Засекай время.
  14. Складывай любые паззлы.
  15. Играй в стратегические игры: шашки, шахматы и т. д. Установи временные ограничения для каждого хода.
  16. Играй в компьютерные и видеоигры.
  17. Проиграй аудиозапись в ускоренном режиме. Можешь ли ты разобрать слова?
  18. Посмотри, за какое время ты делаешь что-то (заправляешь кровать, выносишь мусор и т. п.). Постарайся каждый раз делать это быстрее.
  19. Ставь себе ограничения во времени, когда читаешь короткие рассказы – или даже при чтении одного абзаца. Старайся читать быстрее и быстрее.

Уф! Я уже устал! Кое-что из этих забав оказывается труднее, чем кажется. Но если ты будешь продолжать практиковаться, они будут даваться тебе все легче и легче. И, похоже, кое-что из этих игр может и в самом деле несколько облегчить для тебя учебу. Стоит попробовать, правда?

Ну, похоже, мы достаточно потрудились в этой главе. Давай двигаться дальше.

Содержание Глава 9

На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz