По материалам ADDitude Magazine
Перевод - Мышь
Трудности в общении
У детей с СДВГ могут возникать задержки в развитии языковых навыков, связанных как с пониманием, так и с
самовыражением. Они могут пропускать слова, неправильно понимать сказанное и с трудом запоминают слова, понимают
устную речь и организуют свои мысли.
Когда ученик с СДВГ не может ответить в классе на вопрос, учителя и одноклассники часто думают, что он не знает
ответа. Однако школьнику, возможно, просто нужно больше времени для того, чтобы собраться с мыслями и дать ответ.
Что помогает
Партнерство с учителем ребенка
Дополнительное время – это лучшая помощь, которую может дать учитель. Вот что следует обсудить с учителем:
- Заключите с ним секретное соглашение о том, что он никогда не станет бросать ребенку вопросы, требующие
немедленного ответа. Одно это позволит ученику расслабиться.
- Попросите его давать ребенку больше времени для ответа на вопросы – например, паузу перед тем, как он начнет
писать на доске.
- Медленная речь и дозирование информации небольшими порциями – это всегда полезно, а в классе – особенно.
- Устную информацию и задания следует подкреплять материалами в письменной форме – или хотя бы писать на доске.
- С ребенком надо работать вместе, чтобы определить, что ему нужно и как ему помочь.
Дома
Дети с СДВГ очень выигрывают, если с ними разговаривают много, если у членов семьи богатая, грамотная речь, если
ребенка поощряют выражать себя словесно, но никогда не стыдят за медлительность или неправильное использование слов.
Родителям можно предложить вот что:
- Нужно заложить солидный языковой фундамент – в этом вам помогут книги, видеофильмы, компьютерные программы – а
также семья и друзья, которые разговаривают с ребенком и помогают ему усовершенствовать навыки общения.
- Пользуйтесь любым случаем, чтобы обогатить его язык, – делая покупки в гастрономе, заправляя машину, посещая
врача, просите ребенка называть то, что он видит, и рассказывать об этом.
- Старшим детям можно предложить обсуждать их впечатления от прошедшего дня за ужином. Пусть ребенок чувствует
себя комфортно, когда что-то рассказывает – никогда не критикуйте его за его старания.
- Ранняя помощь очень важна для детей с языковыми трудностями. Если вы подозреваете, что проблема есть,
поговорите со школой или найдите педагога для дополнительных занятий.
Если ребенок слишком много говорит
Ребенок, который постоянно встревает в разговор или слишком много говорит, может оттолкнуть от себя сверстников и
учителей. Ему есть что сказать почти по каждому поводу – эта черта может приводить в восторг бабушек и дедушек, но
очень мешает общению с ровесниками.
Большинство детей приобретает социальные навыки, наблюдая за поведением старших и повторяя его. Детям с СДВГ
трудно выработать эти навыки. Они недостаточно внимательны к деталям социального взаимодействия, им может
понадобиться помощь.
Что может помочь
Будьте учителем своего ребенка
- Дайте ему ясно понять, когда говорить можно, а когда нельзя. Дети с СДВГ часто забывают эти наставления, но их
можно натренировать останавливаться и обращать внимание на то, что происходит вокруг них.
- Учите ребенка следить за социальными подсказками: слушают ли его другие дети? Не смеются ли там, где не
должны? Не кажется ли, что им некомфортно? Замечая реакцию других, дети могут сами контролировать свою речь.
- Дети с СДВГ часто перебивают, потому что боятся, что “потеряют мысль”. Научите их записывать свои мысли, чтобы
они помнили их, когда придет пора говорить.
Другие полезные советы
- Очень полезны игры – что-нибудь вроде “Вам барыня прислала хрустальный туалет, велела не смеяться, не
улыбаться, да и нет не говорить, черного с белым не покупать, - что изволите купить?” Это учит детей
концентрироваться на правилах и обращать внимание на подсказки и намеки.
- Простые заранее обговоренные знаки могут переориентировать ребенка и вернуть его к работе от длительной болтовни.
Например, похлопывание по столу может значить: “Слишком много болтаешь, возвращайся к работе”.
- Детям и подросткам с СДВГ может потребоваться помощь в том, что другие дети делают сами: например, им трудно понять,
когда можно говорить, а когда лучше воздержаться. Им нужны конкретные указания, напоминания и даже затверженные правила для
школы и дома.
Если ребенок легко отвлекается
СДВГ – это не просто неспособность быть внимательным, это неспособность контролировать, на что ты обращаешь внимание. Дети с СДВГ
сильнее отвлекаются, если работа недостаточно их стимулирует. В этих ситуациях они не могут противостоять тому, что
их отвлекает, и часто пропускают важную информацию на уроке, указания, что делать и т. п. Детям с СДВГ крайне трудно
сохранять сосредоточенность на длинной лекции или скучных заданиях, которые требуют длительных мысленных усилий.
Учителя и родители могут им помочь несколькими разными способами.
Как помочь
Работайте вместе с учителем ребенка
Поделитесь с ним следующей информацией:
- Очень важно то, куда учитель посадит в классе ребенка с СДВГ. Его нужно сажать поближе к учителю и подальше от
окон и дверей.
- Чтобы не отделять от класса ребенка с СДВГ, предложите всем остальным детям провести по парте границы личного
пространства, надеть наушники или вставить беруши для того, чтобы не отвлекаться во время классной работы или
контрольных.
- Чередуйте интересные задания с малоинтересными, используйте разные стратегии для того, чтобы облегчить
восприятие для детей с разными стилями работы и способами восприятия.
- Постарайтесь на всех уроках предлагать задания, задействующие визуальные, аудиальные и кинестетические способности.
Предлагайте работу командами, малыми группами и индивидуально.
- Уроки должны быть короткими, а скорость их разной.
- Школьников, которые много отвлекаются, не следует ругать, - их надо вернуть к реальности так, чтобы им не было
мучительно стыдно.
Дома
Pодителям часто бывает трудно исключить все помехи, на которые ребенок отвлекается, делая домашнюю работу. Однако есть
несколько способов этого добиться.
- Установите ежедневный распорядок. Между школьными уроками и выполнением домашнего задания ребенку может быть нужен
отдых.
- Поэкспериментируйте – попробуйте несколько способов организации рабочего места. Некоторым детям нужно полностью
исключить все отвлекающие факторы, другие лучше работают под музыку.
- Садитесь рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он понимает все, что от него требуется.
- Большинству детей с СДВГ при выполнении домашних заданий нужна постоянная помощь взрослых. Ситуация
становится проще по мере взросления ребенка, к старшим классам может оказаться достаточно разовых проверок время от времени.
- Делайте небольшие перерывы между заданиями и позволяйте ребенку встать, пройтись, потянуться, съесть
что-нибудь – так работа пойдет лучше, будет казаться легче и не такой огромной.
- Если ребенку кажется, что с заданием справиться невозможно, постарайтесь разбить его на небольшие более легкие
задания. Ему должно быть хорошо понятно, где конец каждого задания. Делайте перерывы между их выполнением.
- Обязательно известите учителя, если вашему ребенку недостает навыков для того, чтобы справиться с заданием,
или если ребенок выполняет его чрезвычайно долго.
Акцент на положительном
Сдвигая фокус внимания с того, что ребенок делает плохо, на то, что он делает хорошо, вы избежите тяжелых
конфликтов, поможете ребенку правильно себя оценивать и мотивируете его рост и хорошее поведение.
Критика обычно ничего не дает детям. Дети с СДВГ слышат ее гораздо чаще, чем их сверстники, и поэтому очень
склонны к самозащите, в них очень сильны чувства обиды и гнева. Когда ребенком овладевают эти эмоции, неважно уже,
полезен ваш совет или нет. Некоторым детям с СДВГ недостает владения языком и самоконтроля для того, чтобы адекватно
ответить.
Что помогает
Не критикуйте – лучше постарайтесь перенаправить и мотивировать ребенка. Вот несколько предложений:
- Постарайтесь избегать личных замечаний: вместо "Ты делаешь не так" скажите – "Может быть, лучше по-другому?"
Объясняйте, чего вы хотите, а не чего вы не хотите: "Давай я тебе помогу убрать одежду в шкаф" вместо "Не бросай
одежду на пол".
- Поощряйте, а не критикуйте. "Собака очень радуется, когда ты ее кормишь вовремя" - а не "Ты всегда забываешь
кормить собаку".
- Ловите моменты, когда они хорошие: "Мне очень понравилось, как ты помог сестренке".
- Формируйте поведение. Похвала маленьких достижений "Ого! Какой красивый почерк!" вдохновляет детей на новые
свершения.
Некоторым детям с СДВГ трудно регулировать свои эмоции, их надо учить успокаиваться. Многие специалисты
рекомендуют "позитивные разговоры с собой" - этот навык помогает детям понять: "Дело не во мне, а в ситуации, которую
я могу контролировать". Детям помогает умение сказать себе:
- Я с этим справлюсь .
- Глубоко вдохни и оставайся спокоен.
- Я начинаю злиться. Нет, я не позволю ему вывести меня из себя.
- Я могу контролировать свои чувства.
- Я это уже делал раньше, сделаю и сейчас.
Играйте с детьми в ролевые игры, репетируя навыки разговора с собой, чтобы они овладели умением успокаиваться.
Другие виды деятельности – игры с собакой, пасьянсы, видеоигры или прогулка могут помочь переключить внимание на
что-нибудь хорошее.
Защищайте своего ребенка
Нет никакой замены родительскому чутью и знанию о малейших нюансах и деталях, которые и формируют уникальную
личность ребенка. Чтобы стать по-настоящему эффективным адвокатом, вы должны хорошо понимать сильные и слабые
стороны ребенка и с "клинической", и с личной точки зрения. Кроме того, важно передать свои знания о ребенке и его
потребностях его воспитателям, учителям и другим профессионалам.
Для этого вам нужно:
- Полностью понимать сильные и слабые стороны ребенка и его потребности.
- Получить как можно больше информации об образовательных правах, о том, как работает система, какие вам
доступны ресурсы и куда можно обращаться за помощью.
- Добиться эффективного общения и сотрудничества с теми, кто учит вашего ребенка.
- Включить ребенка в процесс планирования и принятия решений, чтобы однозначно продемонстрировать, что вы с ним
на одной стороне.
Эффективное общение
Самая эффективная помощь – это совместные усилия, а не постоянная битва между родителями и учителями. Родитель,
который вдумчив, восприимчив, уважителен в передаче информации и просьбах об особом внимании и предоставлении
особых образовательных услуг, скорей всего, добьется большего, чем тот, кто ведет себя агрессивно и вступает в
конфронтацию.
Включите ребенка в процесс
Самый главный человек в этом процессе – ваш ребенок. В любом возрасте его может очень огорчить обособление от
других для какой-то специальной помощи, но еще хуже будет, если он не поймет, по каким причинам это делается, и не
будет чувствовать себя участником этого процесса. Родители и учителя могут строить любые планы и просить ребенка
делать то, чего не делает ни один его приятель. У младших детей может появиться чувство стыда и осознание, что они
"плохие". Старшие дети могут чувствовать, что на них налепили ярлык, и реагировать бунтами или отказом от участия в
родительских планах.
Всегда лучше чувствовать себя участником, а не жертвой. Даже очень маленькие дети соглашаются на какие-то
процедуры, когда им ясно и доступно объясняют их причины и пользу.
Не менее важно и семейное отношение к защите ребенка и разного рода помощи. Недостаточно просто обеспечить дисциплину,
контроль и руководство ("Пора делать уроки, выключай телевизор"). Пусть ребенок увидит вас в роли вдохновителя и
рыцаря в сияющих латах ("Я верю в тебя, я хочу для тебя лучшего, я всегда за тобой"). Специальная образовательная помощь
дает лучшие результаты, когда дети видят, что их семья их всегда поддерживает.