Мама Майкла Фелпса делится советами воспитания ребенка с СДВГ
По материалам статьи
ADHD Parenting Advice from Michael Phelps' Mom Автор - Judy Dutton Перевод - СДВГ мама Познакомьтесь с матерями троих супер-преуспевающих людей с СДВГ – Олимпийского рекордсмена, телезвезды и путешественницы мирового класса – и посмотрите, как они помогли своим детям преодолеть препятствия. А затем применяйте их советы в воспитании вашего ребенка-суперзвезды. Мамы, часть 1 Что означает добиться успеха несмотря на СДВГ? Это означает тяжелый труд, в первую очередь – готовность противостоять проблемам. Это означает поддержку членов семьи, учителей, врачей и тренеров. И, конечно, трудно преувеличить пользу лекарственного лечения СДВГ. Но самый важный компонент, необходимый для счастливой, успешной жизни, – хорошее воспитание. Почти за каждой историей успеха СДВГ стоит целиком отдающий себя родитель (или оба родителя). Отдадим должное матерям там, где они этого заслуживают, и учтем их советы воспитания. Эти три матери помогли своим сыновьям и дочерям добиться огромных успехов – больше, чем они могли себе представить. Стойкие и изобретательные, они видели силу там, где другие видели слабость, и продолжали искать пути помочь своим детям, тогда как другие были готовы сдаться. Пусть их истории вдохновят вас! "Мы работали одной командой, чтобы преодолеть СДВГ" Несомненно, Майкл Фелпс добился успеха в выбранном им виде спорта. В 2004 году, в возрасте 18 лет, он проплыл свой путь к восьми медалям (шесть из них – золотые) на летних Олимпийских Играх в Афинах. Теперь 21-летний Фелпс – обладатель 13 мировых рекордов, включая 200 метров стилем баттерфляй и 4 рекорда в 100-метровых заплывах вольным стилем. (Прим. переводчика: кроме того, он завоевал 8 золотых медалей на Олимпиаде в Пекине – больше всех в истории Олимпиад). Если бы не изобретательность матери Дебби Фелпс, возможно, Майкл вообще не полюбил бы плавание. "В семь лет он ненавидел окунать лицо в воду, – говорит Дебби. – Мы стали учить его плавать на спине". Майкл показал мастерство в плавании на спине, затем на животе, на боку и так далее. Но в школе ему приходилось трудно. Неспособность сконцентрировать внимание была его самой большой проблемой. "Один из его учителей сказал мне, что он не может ни на чем сосредоточиться", – говорит Дебби. Она обратилась к врачу, и девятилетнему Майклу поставили диагноз СДВГ. "Это только разбило мое сердце, – говорит Дебби. – Я хотела доказать всем, что они ошибаются. Я знала, если я сотрудничала с Майклом, он мог достичь всего, чего хотел". Дебби, которая преподавала в средней школе больше двадцати лет, начала работать в тесном сотрудничестве со школой Майкла, чтобы обеспечить ему дополнительное внимание, в котором он нуждался. "Всякий раз, когда учитель говорил мне: 'Майкл не может сделать этого', – я спрашивала: 'А что вы делаете, чтобы помочь ему?'" – вспоминает она. После того, как Майкл стал постоянно хватать тетради одноклассника, Дебби предложила посадить его за отдельную парту. Когда он жаловался, что ненавидит читать, она стала давать ему спортивное приложение к газете или книги о спортивных состязаниях. Заметив, что Майклу трудно сосредоточиться на математике, она наняла частного преподавателя и просила его давать Майклу задачи, вызывающие у него интерес: "За сколько времени ты проплывешь 500 метров, если ты плаваешь со скоростью три метра в секунду?" Во время соревнований по плаванию Дебби помогала Майклу не терять концентрации внимания, напоминая ему, что нельзя забывать о последствиях его поведения. Она вспоминает, когда 10-летний Майкл пришел к финишу вторым и так расстроился, что сорвал свои очки и в гневе кинул их на бортик бассейна. По дороге домой она сказала ему, что спортивное мастерство имеет такое же значение, как и победа. “Мы придумали условный знак, который я могла подать ему с трибуны, – говорит она. – Я изображала рукой букву 'C', что означало 'успокойся' (с английского 'compose yourself'). Каждый раз, когда я видела, что он был расстроен, я подавала ему этот знак. Однажды он подал мне знак 'C', когда я нервничала, готовя обед. Никогда не знаешь, что упало под стол, пока не перевернешь его!" Дебби пользовалась разными способами контролировать Майкла. По мере того, как росла его любовь к плаванию, она с радостью отмечала, что у него формируется самодисциплина. "По крайней мере, за последние 10 лет он не пропустил ни одной тренировки, – говорит она. – Даже на Рождество мы в первую очередь шли в бассейн, и он счастлив быть там". Дебби всегда прислушивалась к сыну. В шестом классе он сказал ей, что хотел бы прекратить прием лекарства. Несмотря на серьезные опасения, она согласилась, – и он справился. Плотный график тренировок и соревнований Майкла настолько упорядочил его жизнь, что он был в состоянии оставаться сосредоточенным без лекарств. Дебби и Майкл не сходились взглядами на все проблемы, которые встречались на его пути, но он всегда понимал роль, которую она сыграла в его спортивном успехе. Получив свою первую золотую медаль в Афинах, он сошел пьедестала и направился к трибунам, чтобы вручить Дебби букет и свой венок победителя. Тот момент ярко запечатлился в памяти Дебби. "Я была настолько счастлива, я была вся в слезах", – вспоминает она. В настоящее время Майкл посещает Мичиганский университет, где специализируется в спортивном маркетинге, одновременно готовясь к Олимпийским Играм 2008 года. Дебби стала директором средней школы в Виндзор-Милл в Балтиморе, штат Мэриленд. Она применяет свой опыт воспитания Майкла по отношению ко всем ее ученикам, независимо от того, есть ли у них СДВГ. "Все дети иногда нас подводят, – говорит она. – Но если вы будете работать с ними, то в девяти случаях из десяти вы будете гордиться ими". Мамы, часть 2 "Я строила на тех дарах, что ему дал СДВГ" Игривый мастер из реалити-шоу "Extreme Makeover: Home Edition" (аналога российского "Квартирного вопроса") Ти Пеннингтон завоевал сердца зрителей. Самая большая его поклонница – разумеется, мать, Ивонн Пеннингтон, хотя она скоро напоминает, что безумная энергия Ти не всегда служила ему на пользу. "В первом классе он поднимал на плечи свою парту и носился с ней по классу под гогот других детей, – говорит она. – Учителя твердили, что он способный, но неусидчивый. Меня постоянно вызывали к директору. Я чувствовала себя худшей матерью в мире". Дома Ти был истинным наказанием. Ивонн рассказывает, что он часто прыгал с крыши и бегал по улице, не обращая внимания на автомобили. Ивонн была тогда матерью-одиночкой. Она пыталась изо всех сил воспитывать двоих детей, в то же время днем учась в аспирантуре, а ночью работая официанткой. Когда Ти было семь лет, она почувствовала, что с ним что-то неладно. Но что? Однажды, готовя работу по психологии, она наткнулась на ответ. "Я прочитала несколько социологических исследований о детях с проблемой концентрации внимания, и многие из них были похожи на Ти", – говорит она. Она обратилась с Ти к врачу, который подтвердил диагноз. В начале 1970-х доктора не использовали термин "синдром дефицита внимания". Дети, подобные Ти, получали зловеще звучащий ярлык "минимальная мозговая дисфункция". Ивонн сомневалась, говорить ли об этом сыну. "Представьте себе, как это звучит, – говорит она. – Он и так ощущал себя плохим мальчиком. Зачем же усугублять?" Ивонн решила скрыть от Ти его диагноз. Но она штудировала учебники по психологии, изучая все, что можно, о минимальной мозговой дисфункции и способах ее лечения. Она прочитала о форме поведенческой терапии с применением символов (жетонов), и решила попробовать ее. Вот как это работало. За каждые 10 секунд, в течение которые Ти удавалось остаться сосредоточенным и выполнить то, что от него требовалось, он зарабатывал жетон (Ивонн брала для жетонов подставки для стаканов). Tи мог обменять жетоны на призы, скажем, 10 подставок – на дополнительные полчаса просмотра телевизора или время игры с конструктором. Поначалу Tи редко зарабатывал больше одного-двух жетонов, прежде чем возвращался ко своим привычным выходкам. Но Ивонн была настойчива; она даже убедила учителя коррекционного обучения Ти использовать этот метод в классе. Поведение Ти понемногу улучшалось, и это заметно повысило его самооценку. "Раньше люди обращали внимание на Tи, только когда он делал что-то не так, – говорит Ивонн. – Но с "символической экономикой" это изменилось". По мере того, как Ти учился направлять свою энергию, он увлекся конструированием, чем дальше – тем лучше. "В 11 лет он обменивал свои книжки комиксов на помощь друзей в постройке трехэтажного деревянного домика, – говорит Ивонн. – Я знала, что он вырастет либо плотником, либо голливудским каскадером". По окончании средней школы в 1982 году он поступил в университет Кеннесо Стейт в штате Джорджия, но спустя год бросил. В то время, в начале 1980-х, стал применяться термин СДВГ, и Ивонн решила сказать Tи правду. "Он всегда знал о своей гиперактивности, и я полагала, что этого достаточно ему знать, – говорит она. – Но когда я поняла, что то, что мешает ему, – СДВГ, я сказала ему об этом и предложила обратиться к врачу". С помощью стимуляторов, которые он продолжает принимать, Tи наконец-то научился концентрировать свое внимание. Он вернулся к учебе – на сей раз в художественном институте Атланты – и получил степень с отличием. После этого он занимался строительными работами и графическим дизайном, моделированием и актерской игрой. Затем он получил должность плотника в шоу "Trading Spaces" на канале TLC. Три года спустя он был выбран лидером команды проекта "Extreme Makeover: Home Edition". "Даже сегодня его спонтанность вызывает у меня сердечные приступы", – признается Ивонн, рассказывая о том, что, когда она включила телевизор, то увидела, как Tи стремительно несется вниз по крутой дороге, используя оттоманку в качестве скейтборда. Однако ее опыт говорит о том, что родители должны учиться ценить уникальный дар, который есть в СДВГ. "Те самые качества, которые когда-то мешали Tи, являются теперь его самым большим преимуществом, – говорит она. – Большинство родителей в этой ситуации сосредотачиваются на том, что их дети делают неправильно. Я призываю их сосредоточиться на том, что они делают правильно. Сделайте это, и вы увидите безграничные возможности". Чтобы узнать больше о "символической экономике", посетите вебсайт Ивонн – http://www.ypsychology.com/. Мамы, часть 3 Я сказала дочери: "Только небо – твой предел". Даниэль Фишер всегда было трудно доводить до конца начатые дела. "Она начинала выполнять домашнее задание, но не заканчивала, или заканчивала, но не сдавала", – вспоминает ее мать, Карен Фишер. Но Карен понимала дочь, потому что она так же часто отвлекалась. "У меня целый день уходил на уборку кухни, потому что я переходила в другую комнату, затем в следующую, – говорит она. – Мне было не так легко справляться со всем, как другим родителям". Когда Даниэль пошла в шестой класс, Карен стала подозревать, что у них обеих может быть СДВГ. После того, как врач подтвердил этот диагноз, мать и дочь начали принимать лекарства. У обеих улучшилось внимание, но проблемы остались. "В школе часто не замечают девочек с СДВГ, – говорит Карен, учительца средней школы. – Трудно предположить, что у хорошей, славной, тихой и беспроблемной ученицы может быть СДВГ". Чтобы обеспечить Даниэль дополнительную помощь в школе, Карен подала заявку на План 504, предоставляющий ученикам особые условия: например, дополнительное время на выполнение домашней работы или сдачу экзаменов в отдельной комнате без отвлекающих факторов. При всем этом Карен приложила усилия, чтобы поддерживать позитивные отношения с Даниэль. "Девочкам с СДВГ очень важно, как к ним относятся, – говорит она. – Когда я сердилась на нее, ей было очень трудно. Но когда я показывала ей, как она мне нужна и как я ее ценю, она добивалась успеха. И я тоже. Я говорю Даниэль, что она может сделать или стать тем, кем она хочет стать". При поддержке матери Даниэль достигла одной из самых высоких целей, которые только можно вообразить, – покорила семь вершин (самые высокие горы на семи континентах). Будучи энергичной путешественницей в детстве, в средней школе Даниэль стала серьезно заниматься альпинизмом. В январе 2003 года она полетела в Аргентину, чтобы подняться на ее первую вершину, 6962-метровую Аконкагуа – самую высокую гору в Южном Полушарии. "В горах она сосредоточена, – говорит Карен. – Возможно, это объясняется тренировкой или тем фактом, что там меньше хаоса и никаких повседневных проблем, таких как уборка или стирка. А может, дело в том, что у всех альпинистов есть одна и та же цель – достичь вершины. Ей там комфортно". Два года и шесть гор спустя, 2 июня 2005 года, Карен и ее муж получили телефонный звонок: 20-летняя Даниэль звонила с Эвереста, только что став самой молодой американкой, достигшей самой высокой вершины в мире (и самой молодой альпинисткой, покорившей все семь вершин). Карен очень гордится дочерью и призывает других родителей детей с СДВГ поддерживать детей в их высоких устремлениях. "Я всегда говорю моей дочери не сдаваться, – говорит Карен. – Это трудно, но если ты сосредоточишься каждый раз на одном шаге, то достигнешь этих маленьких целей по пути наверх. В конечном счете, ты доберешься туда, куда идешь". |