По материалам статьи
http://www.adhdclinic.co.il/catava2full.htm
Aвтор - доктор Дица Цхор, специалист в детской медицине (невропатология и детское развитие)
Перевод - СДВГ мама
В подростковом возрасте дети переживают сильные изменения в разных областях. С одной стороны, меняются размеры тела, его формы и внешний вид. В то же время подростки чувствуют изменения в своих познавательных способностях, социальных отношениях, в своем положении в семье и в требованиях, которые предъявляют к ним в школе.
Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.
Родителям важно надеяться, что они поймут физиологические перемены и справятся с ними. Родители должны подготовить своих детей к физическим изменениям, которые происходят с их телом, и научить их соответствующей гигиене (менструальный период у девушек) или пользованию бритвенным прибором (юноши). С психологическим и социальным взрослением дела обстоят сложнее. Придумано много ерунды о том, как странно ведут себя подростки, и вымыслы эти не всегда соответствуют действительности. Взрослые по-разному относятся к проказам молодости: от терпимости и понимания и до гнева и потери контроля.
Подростковый возраст – это проблемный период, для которого характерны резкие смены настроения, противоречащее общепринятым нормам поведение и появление у подростка суицидных мыслей.
Если взглянуть на этот период сквозь более розовые очки, то можно заметить также поразительный расцвет умственных и социальных способностей, которые приводят подростка к психическому взрослению. Появляется абстрактное мышление, идут сложные процессы в развитии и понимании речи. Постепенно это приводит к увеличению интереса подростка к чтению и письму. Он также начинает задумываться над такими понятиями, как "будущее" и "что будет если...".
В этот период надо обратить особое внимание на взаимоотношения между родителями и детьми. Следует сохранять чуткое равновесие между уважением потребности в независимости, которую подросток демонстрирует, и тем, что он по-прежнему сильно зависим от родителей в других сферах. Понять его потребность быть таким, как все его друзья, однако требовать ответственного поведения в коллективных рамках.
В этот период меняются и школьные требования. В старших классах усиливаются учебные требования, они включают анализ материала и написание аналитических работ. Кроме того, от ученика требуется ежедневный порядок и организованность, способность переходить из класса в класс и справляться с учебным расписанием, в котором присутствуют разные учителя с разными требованиями. Вдобавок возрастает учебная нагрузка, от ученика ждут самостоятельного выполнения работ и оригинального мышления, тогда как при таком расписании учителя менее доступны.
Что характерно для нормального развития подростка?
- Желание быть самостоятельным человеком и освободиться от родительской зависимости.
- Ощущение себя как личности.
- Умственное взросление.
- Формирование системы глубоких взаимоотношений со сверстниками.
- Открытие себя как сексуальной личности.
- Планирование будущего, размышления о дальнейшей учебе, профессиональной карьере и т.п.
Чтобы достичь этих целей, подросток зачастую восстает против родителей или других внешних авторитетов. Иногда он противопоставляет ценностям семьи ценности группы своих сверстников и пробует в той или иной мере различные виды непривычного и даже безответственного поведения.
Подростковый период со множеством характерных для него перемен труден для всех детей этого возраста и их родителей. Подростки, которые вдобавок к этому имеют с детства диагноз СДВГ или же были диагностированы только сейчас, сталкиваются с дополнительными проблемами, которые мы обсудим дальше.
1. Что происходит с детьми с СДВГ, когда они достигают подросткового возраста?
Многочисленные исследования показывают, что у большинства детей с СДВГ (78%) симптомы, характерные для СДВГ, наблюдаются и в подростковом возрасте. Проблема внимания и импульсивность (не думают о последствиях) выражены ярче повышенной двигательной активности, которая была присуща им в более раннем возрасте.
Симптомы СДВГ в соответствии с возрастом
Симптомы гиперактивности и импульсивности:
Раннее детство |
Младший и средний школьный возраст |
Подростковый возраст |
* Бегает по дому и всюду лазит |
* Много говорит, мешает |
* Беспокоен , подвижен во время спокойных видов деятельности |
* Прыгает по мебели |
* Часто встает со стула |
* Раздражает, докучает другим |
* Встает со стула во время еды или когда ему читают книгу |
* Очень подвижен |
* Мешает в разговоре |
* Натыкается на предметы |
* Шумлив |
* Попадает в неприятные ситуации |
|
* Отбирает вещи |
* Душевно неспокоен, менее гиперактивен |
Расстройство внимания:
Младший возраст |
Подростковый возраст |
* Поведение не соответствует возрасту |
* Ярко выражены учебные и социальные проблемы |
* Легко отвлекается на раздражители |
* Легко отвлекается на раздражители |
* Ему трудно играть в соответствии с нормами |
* Быстро бросает разные занятия |
* Трудно удерживаться на чем-то одном долгое время |
* Быстро меняет разные виды деятельности |
* Трудно доводить до конца начатые задания |
* Трудно доводить до конца начатые задания |
* Концентрация внимания низка по сравнению со сверстниками |
* Несобран, беспорядок в тетрадях |
* Не обращает внимания на детали: правила игры, последовательность и т.д. |
* Не слушает инструкции |
* Незрел в плане самостоятельности: не может самостоятельно одеваться, убирать и т.п. |
* Не слушает, кажется, что находится где-то далеко |
* Есть проблемы в разных сферах жизни |
* Заметны проблемы организации |
|
* Не любит задания, которые требуют внимания |
|
* Забывчив |
В подростковом возрасте основной особенностью СДВГ является отвлекаемость. Проблема подростка не в том, что он не слушает, а в том, что он обращает внимание на слишком многое одновременно или на то, чему вообще не должен бы уделять внимание (вместо того, чтобы слушать учителя, прислушивается к автомобильным гудкам на улице). Кроме того, остается проблема начать и закончить задание, обратить внимание на детали. Дополнительные проблемы - медленный темп работы или иногда слишком быстрый, например, в выполнении домашних заданий, что приводит в конечном результате к многочисленным ошибкам; со временем - душевная усталость и снижение качества работы.
У подростков с СДВГ наблюдается усугубление поведения, характерного для подросткового периода
- Стремятся к свободе и независимости.
- Непослушны, становятся причиной семейных конфликтов.
- Инфантильны.
- Импульсивны: говорят и делают не подумав, не хранят секреты, живут настоящим моментом, не умеют отложить удовольствие, не всегда говорят правду, расточительны.
- Не слушают, что им говорят.
- Забывчивы, не выполняют свои обязанности.
- Теряют важные вещи, неорганизованны, не ощущают время.
- Не умеют планировать заранее и соответствовать временному графику.
- Возникают проблемы домашней дисциплины: не учатся на своих ошибках; наказание не всегда эффективно.
- Легко разочаровываются, легко меняется настроение.
- Спорят, не берут на себя ответственность за свои поступки и т.д.
2. Есть ли дети, которым диагноз СДВГ ставится впервые в подростковом возрасте?
Для подростков, которых направляют на обследование только в этом возрасте, обычно характерно следущее:
- В основном проблемы внимания без гиперактивности
- Больше душевное неспокойствие, чем физическое
- Они обладают высокими интеллектуальными способностями, поэтому проблемы не были заметны, пока не возросли требования
- Большая поддержка со стороны семьи, что помогло ребенку справляться с трудностями в более раннем возрасте
- В этой группе выше процент девочек
3. Как помочь подростку с СДВГ?
Если проблема проявилась впервые только в подростковом возрасте, один из необходимых этапов – это всестороннее обследование у детского врача, специализирующегося и имеющего опыт в области невропатологии, возрастного развития или психиатрии. Обследование должно включать обстоятельную беседу с родителями и ребенком, использование вопросников по поведению, по необходимости - психологические и дидактические тесты, неврологическую проверку или оценку развития. Важно исключить такие факторы, как предшествующее повреждение мозга, проблема сна, эндокринные проблемы, воздействие токсичных веществ, аллергия, спазмы, астма, проблемы щитовидной железы и т.д.
Каким бы ни было лечение, важно уважать подростка и его потребности. Это означает, что при планировании лечения необходимо приспособить его к потребностям подростка, а не вынуждать его приспособиться к программе лечащего специалиста.
Надо вовлечь подростка во все этапы лечения и во все решения, принимаемые вместе с родителями. Больше разговаривать и меньше поучать, не читать нотации и позволить принятие демократических решений, а также относиться к подростку на равных и менее властно. Этот подход должен соблюдаться врачом во время объяснения ребенку, что такое СДВГ, планирования лекарственного лечения и инструктажа родителей и учителей относительно ситуаций в школе и дома.
О чем важно, чтобы врач поговорил с ребенком?
- Объяснить, что диагноз СДВГ не означает, что подросток "ненормальный" или "больной".
- СДВГ – это хроническая проблема, которая длится всю жизнь, однако ее признаки с возрастом меняются.
- Физическое неспокойствие превращается в душевное неспокойствие, но проблемы внимания и склонность к импульсивности остаются без изменений.
- СДВГ влияет на все сферы жизни, не только на школьную деятельность, но и на отношения с друзьями, с родителями, на самооценку, настроение и даже на физическое здоровье.
- Человек не виноват в том, что у него есть СДВГ. Это неврологическая проблема, которая связана с химической деятельностью мозга. По всей видимости, это генетическая проблема, которая передается по наследству.
- СДВГ создает проблемы подростку, но нельзя использовать его как оправдание. Подросток по-прежнему несет ответственность за свои действия, несмотря на то, что у него есть объективные трудности. Особые условия, предоставляемые ученику в школе (т.н. соответствия в Израиле), не должны привести к изолированности ребенка и отношению к нему, как к особенному или ненормальному ребенку, напротив - они дают подростку возможность справляться с учебными заданиями на равных с его соучениками.
Лекарственние лечение:
Одного лекарственного лечения недостаточно для подростка с СДВГ. Разумеется, без биологической коррекции, которая становится возможной благодаря лекарству, подростку трудно преодолевать проблемы как в учебе, так и в социальной сфере, в семье, в плане самооценки - и вообще достичь успехов, связанных с развитием в подростковом возрасте, о чем говорилось в начале статьи.
Многие подростки отказываются принимать лекарства из-за естественного возрастного стремления в этом возрасте препятствовать любому внешнему контролю над их поведением, а также из-за их потребности чувствовать, что с ними все в порядке. Этот протест достигает пика в возрасте 12-15 лет, а затем стихает к 16-18 годам.
Долг врача – побеседовать с подростком и серьезно отнестись к его взглядам и опасениям. Иногда имеет смысл дать подростку почувствовать, что у него есть право наложить вето на прием лекарства, потому что парадоксальным образом подросток будет лучше взаимодействовать, если ощутит, что он контролирует ситуацию. Очень важно объяснить подростку, что такое СДВГ и каковы цели лечения, в отсутствие родителей, обратить внимание на те изменения, которые вызывает лекарство в неврологическом состоянии, а также на то, что оно не влияет на изменение личности. Можно объяснить ребенку, что стимулирующие лекарства обеспечивают мозг недостающими химическими веществами, что помогает лучше концентрировать внимание и добиваться больших успехов во всех областях.
Многие подростки стесняются, что над ними будут смеяться одноклассники, если узнают о лечении. Или же им неловко принимать лекарство от учителя в присутствии друзей. Или они опасаются, что лекарство изменит их личность, что они почувствуют себя странно или пристрастятся к нему. Некоторые видят в лекарстве часть контроля их жизни взрослыми.
В подростковом возрасте рекомендуется применять лекарства, действующие продолжительный период (8-12 часов).
Поддержка и консультация:
Родители нередко испытывают необходимость в консультации и инструктаже по поводу нормального взросления, СДВГ, родительского статуса и семейной динамики. Важно обсудить следующие вопросы:
- что значит быть родителями подростка с СДВГ, какие методы надо знать и применять;
- ожидания от ребенка должны соответствовать ситуации;
- как эффективно добиваться дисциплины и правильно решать школьные проблемы.
Поскольку основной интерес подростка – независимость от родителей, стоит избегать как слишком авторитарного, так и слишком либерального родительского отношения, и ввести более демократический подход в семье. Смысл состоит в том, что подросток постепенно получает больше свободы в обмен на проявление ответственного поведения.
Рекомендации родителям:
- Поддерживайте и поощряйте ответственное поведение, в качестве награды за успехи предоставляйте ребенку больше свободы.
- Разделите правила домашней дисциплины на то, что можно обсуждать, и на то, что обсуждению не подлежит (жестокость, наркотики, алкоголь).
- Будьте последовательны в применении наказания и санкций, когда нарушается одно из этих правил.
- Привлекайте подростка к участию в принятии решений по тем вопросам, которые можно обсуждать.
- Поддерживайте постоянную связь с подростком и выслушивайте его, когда у него есть потребность выговориться.
- Соблюдайте контроль и границы, когда это необходимо, например, по отношению к домашним заданиям и домашним обязанностям.
- Как можно чаще хвалите ребенка.
- Поощряйте ребенка строить свое "я" на своих плюсах и меньше акцентировать внимание на минусах.
Вмешательство в школе
Самые распространенные школьные проблемы в подростковом возрасте:
- Трудно закончить уроки
- Трудно готовиться к экзаменам; проваливаются на экзаменах
- Имеют проблемы организации
- Имеют проблемы в понимании изучаемого материала
- Не принимают участия в уроке, не просят помощи или объяснения от учителя
- Мешают в классе
- Пропускают уроки
- Иногда имеют трудности обучения
Эти проблемы приводят к низкой учебной успеваемости, конфликтам с учителями и родителями. Предоставление особых условий в классе (т.н. соответствия), адаптированная учебная программа и - по мере необходимости – коррекционное обучение могут улучшить эту сферу жизни подростка.
Какие проблемы сопутствуют СДВГ у подростков?
- В первую очередь – учебные проблемы
- Поведенческие расстройства
- Депрессия
- Страхи
- Наркомания
- Осложнения, связанные с хаотичными половыми отношеняими и/или без противозачаточных средств (нежелательная беременность, венерические болезни)
- Тики (реже)
- Пищеварительные расстройства (реже)
Неоходимо выяснить все эти вопросы и в случае необходимости направить ребенка на обследование (психо-дидактическое или эмоционально-душевное обследование, семейная терапия, лечение антидепрессантами, психиатрическое обследование и т.д.).
В заключение:
Симптомы, характерные для СДВГ, продолжают проявляться в подростком возрасте. СДВГ может повлиять на школьную успеваемость и самооценку, семейные взаимоотношения, втянуть подростка в рискованные действия и поступки.
Часть подростков диагностируется в более раннем возрасте, другим в силу разных причин диагноз ставится впервые только в подростковом возрасте.
Окружение (родители, педагоги, врачи и тераписты) должны быть чуткими к возрастным изменениям в физической и эмоциональной сферах и в мировоззрении. Необходимо привлечь подростка к активному участию в лечебной программе, чтобы повысить степень взаимодействия.
Детям, принимающим лекарства, в подростковом возрасте рекомендуются лекарства продолжительного действия. Поддержка и инструктаж родителей и школы относительно дисциплины и учебных проблем могут очень помочь в этих областях.
Подростковый возраст считается трудным периодом для детей и их родителей вообще и намного труднее для подростков с СДВГ. Правильное понимание, знание, лечение и помощь могут облегчить и улучшить жизнь подростка и его семьи.