К вопросу о побочных эффектах психофармакотерапии
Заведующий Центром нейротерапии Института мозга человека РАН, доктор медицинских наук, врач-невролог высшей категории, психотерапевт Л.С. Чутко (Санкт-Петербург)
(Специально для сайта Наши невнимательные гиперактивные дети) Каждому врачу в своей работе часто приходится отвечать на вопросы пациентов (или их родителей) о том, насколько опасны назначаемые им препараты, какие могут быть побочные эффекты и т.д. Родители также часто пугаются самого понятия «психофармакопрепараты». Итак, что же такое психофармакотерапия? Психофармакологические препараты – это медикаменты, воздействующие на эмоции и поведение человека, которые применяются в терапии из-за их преимущественного воздействия на психику. Психофармакотерапия предоставляет возможность влиять на передачу импульсов от одной нервной клетки к другой. Передача опосредуется особыми веществами – нейромедиаторами. Кроме этого, косвенным воздействием на психику характеризуются представители некторых других групп препаратов, которые не относятся к психофармакологическим средствам, поскольку их применяют не из-за их психотропного действия, а по другим причинам, например, сосудистые или противосудорожные средства. Чем руководствуется доктор, назначая тот или иной препарат? 1. Характером нервно-психического заболевания. Препарат должен быть предназначен для лечения того заболевания, которое лечим. А для этого надо правильно поставить диагноз. 2. Безопасностью препарата. Это вопрос о наличии побочных эффектов. Рассказывая студентам Педиатрической академии о принципах психофармакотерапии, я обычно упоминаю сформулированное мною «правило двух Э», характеризующее качество лекарственного средства. Хороший психофармакопрепарат должен быть Эффективным (то есть он должен обладать ожидаемым эффектом) и Элективным (то есть этот эффект должен иметь избирательный направленный характер, при этом давая минимум побочных эффектов). В этой связи особое внимание уделяется влиянию психофармакопрепаратов на когнитивные функции (внимание, память, мышление). Очень важно, чтобы эти препараты не вызывали сонливость, не снижали работоспособность. 3. При назначении психофармакотерапии надо учитывать наличие соматических (не нервно-психических, а телесных) заболеваний (кардиологических, желудочно-кишечных и т.д.). 4. Кроме этого, нужно учитывать лекарственный анамнез (принимал ли данный (или аналогичный) препарат пациент и как на него реагировал, были ли аллергические реакции). 5. Препарат нужно адекватно дозировать в зависимости от возраста, тяжести заболевания, веса пациента. 6. Надо стремиться минимизировать количество одновременно применяемых препаратов. Мы можем предположить, как взаимодействуют два препарата, но узнать, как взаимодействуют три, гораздо сложнее. К великому сожалению, чудес на свете не бывает (или они бывают нечасто) – и чем лекарственный препарат сильнее, тем больше у него побочных эффектов (с редкими исключениями). В клинической практике встречаются ситуации, когда успокаивающий препарат, наоборот, возбуждает ребенка. Если прочитать аннотации большинства лекарственных средств (особенно иностранных), то, увидев список побочных эффектов, можно испугаться. А все дело в том, что производитель, определив в ходе клинических испытаний какой-либо побочный эффект, записывает его в аннотацию. И делает он это не только из честности, а для того, чтобы застраховаться от судебных исков. И записывает даже в том случае, если этот побочный эффект встретился в одном случае из нескольких тысяч испытуемых. Поэтому врач перед назначением лечения должен представить весы, на одной чаше которых – степень тяжести заболевания, а на другой – тяжесть побочных эффектов назначаемого лекарства. Задача врача – определить степень тяжести заболевания, а для этого диагностика должна носить комплексный характер. Комплексная диагностика СДВГ включает в себя не только консультацию невролога, но и консультацию психолога или психотерапевта, количественную электроэнцефалографию, психофизиологическое исследование. Данное обследование позволит более точно понять, в чем заключаются основные проблемы у ребенка: в мозговой дисфункции или в снижении мотивации. То есть – не может он учиться или не хочет? От этого зависит направленность лечения. Лечение не должно быть сильнее заболевания, но обходиться полумерами нельзя. Иногда побочные эффекты, возникающие в начале лечения, проходят через несколько дней и не мешают продолжать курс. Но родители должны быть предупреждены врачом о возможности их появления. Фармакотерапия не является единственным методом лечения СДВГ. В лечении данного заболевания используются такие высокоэффективные немедикаментозные методики, как транскраниальная микрополяризация и биологическая обратная связь. Часто они могут являться альтернативой препаратам. Но часто бывает и так, что без фармакотерапии не обойтись. Конечно, лечение должно быть комплексным и обязательно включать психологическую коррекцию или психотерапию, так как препарат не научит ребенка правильно себя вести. Но для того, чтобы активизировать работу мозговых систем, контролирующих внимание и поведение, одной психотерапии бывает недостаточно. «А что же делать?» – спросят родители. Принимать лекарство или не принимать? Ответ один: найти врача, которому вы будете доверять, и следовать его рекомендациям. Здоровья Вам и Вашим детям. |