Переопределение СДВГ как "Исполнительная дисфункция"
Отрывок из книги:
The ADHD e-BOOK Глава 1 – Видимая часть айсберга Мартин Л. Кучер, MD Профессор клинической педиатрии и неврологии Нью-йоркского медицинского колледжа, Валгалла, Нью-Йорк Перевод - СДВГ мама Следует дать новое определение СДВГ, которое включало бы обширную сферу "исполнительной дисфункции". Как объясняет Расселл Баркли, эта дисфункция вызвана неспособностью контролировать себя сегодня, с тем, чтобы воспитать навыки, необходимые в будущем. Итак, что такое "исполнительные функции"? Если вы наступите на змею, она вас ужалит. В мозгу змеи не происходит никакого обдумывания. Никакого воспоминания о нанесении ответного удара в прошлом. Никакой мысли о том, к чему приведет это действие в будущем. Никакого сдерживания. Наступили - ужалила. К счастью, люди могут регулировать свое поведение. Нет одной-единственной части человеческого мозга, которая исключительно отвечает за эту регуляцию. По всей видимости, наши лобные и предлобные доли функционируют в значительной степени как наш "главный администратор". Организовывая функции речи и памяти других частей мозга, эти лобные центры принимают во внимание, откуда мы пришли, куда хотим пойти - и как управлять нами, чтобы добраться туда. Самое важное – способность сдерживаться ("нажать на тормоз") является главной в эффективной исполнительной функции. Успешное выполнение плана в значительной степени включает в себя торможение отвлекающих действий. Эти тормоза – благодаря нашим предлобным сдерживающим центрам – дают нам время на то, чтобы рассмотреть наши варианты перед реакцией. Отсутствие сдерживания - двойная проблема для людей с СДВГ. Во-первых, без этих тормозов они кажутся неспособными регулировать отвлекающие факторы, импульсивные реакции или физическую реакцию на эти побуждения (гиперактивность). Во вторых, люди с СДВГ не сдерживают свое поведение достаточно долго времени, которое позволило бы развиться другим исполнительным функциям. Исполнительные функции по определению Баркли: Разговор с самим собой - способность говорить с самим собой - механизм, с помощью которого мы обрабатываем наш выбор, используя слова. Можно услышать, как малыши разговаривают с собой вслух. В конечном счете эта способность усваивается и становится непроизвольной. Однако люди с СДВГ не сдерживали свои реакции достаточно долго для того, чтобы этот навык полностью развился. Рабочая память - те мысли, которые мы активно удерживаем в уме в данный момент. Например, чтобы учиться на ошибках, вы должны быть в состоянии не только манипулировать существующей ситуацией, но также помнить из прошлого, когда определенные методы сработали или не сработали. Надо надеяться, что рабочая память включает также хранение в памяти будущих целей (например, помнить о том, что мы хотим поступить в хороший колледж, а не только заняться самым интересным доступным в данный момент делом). Без умения сдерживаться люди с СДВГ никогда не смогут развить хорошую рабочую память. Предвидение (предсказание и планирование будущего) будет несовершенным, если неполноценная рабочая память объединится с низкой способностью сдерживать существующие отвлечения. Люди с СДВГ не могут удержать в памяти будущее. Они в плену у настоящего; будущее застает их врасплох. По сути, удивительно плохое предвидение - возможно, самая большая проблема в их жизни. Ощущение времени - исполнительная функция, которая обычно очень плохо развита у людей с СДВГ. Переключение с повестки дня А на повестку дня Б - трудная задача, требующая хорошей исполнительной функции. Чрезвычайно трудно вытащить вас из одного занятия и переключить на другое, это требует усилия и контроля. Отделение эмоций от реальности требует времени на размышления. У каждого события есть объективная реальность и дополнительный "эмоциональный признак", который мы накладываем на нее. Например, по дороге на работу может случиться пробка, из-за которой мы опоздаем. Это объективный факт. Наша реакция, однако, является эмоциональным признаком того, какое значение мы этому придаем. Остаемся ли мы спокойными и планируем закончить работу немного позже. Или же наши эмоции заставляют нас воспринимать дорожное движение как личное несправедливое нападение, из-за чего мы кипим и ругаемся. Без умения распределять время мы никогда не сумеем отделить эмоции от реальности. Это приводит к низкой способности оценить то, что с нами происходит. |