По материалам статьи:
http://www.tapuz.co.il/tapuzforum/main/articles.asp?id=201&art_id=93
Автор – Далья Д., администратор форума
Права и трудности СДВ(Г), коррекционный педагог и мать пятерых детей с СДВГ
(С разрешения администрации форума
Права и трудности СДВ(Г) на израильском портале Тапуз)
Перевод - СДВГ мама
С психологоческой точки зрения сегодня принято считать, что трудности обучения и/или дефицит внимания негативно
влияют на весь комплекс эмоциональных, семейных и социальных аспектов. Как следствие, это создает проблемы ребенку и
его родителям в процессе его роста и воспитания. Влияние трудностей обучения и/или дефицита внимания начинается с
рождения и приводит к отставанию ребенка от сверстников в плане функционирования. Поэтому дальше это влияние
распространяется на процесс развития ребенка, на его взаимоотношения с родителями и братьями. Родителям приходится
стать "другими родителями", что создает им дополнительные проблемы, особенно если один из родителей тоже имеет
трудности обучения и/или дефицит внимания.
У ребенка с трудностями обучения и/или дефицитом внимания с младенчества (0-2 года) возникают проблемы
нормального развития, поэтому родители ощущают особое родительское бремя и трудности, которые могут выражаться
по-разному (в особенности, если ребенок родился после тяжелой беременности или были осложнения во время родов или
после них).
Такой ребенок медленно воспринимает, учится и усваивает "материнскую схему" (подразумевается главный воспитатель
ребенка), что вызывает у него страх одиночества. Ему также сложно создавать соответствующие сигналы в разных
неудобных для него ситуациях. Иными словами, такие дети могут много плакать по пустякам и с трудом успокаиваются
из-за непонимания успокаивающих сигналов матери. Успокаивает только физическое присутствие. То есть существуют
трудности коммуникации между матерью и ребенком: отношения между объектами и симбиоз мать-дитя могут быть нарушены и
не удовлетворять ни одного из них.
На этом этапе мать может ощутить отчаяние от того, что рождение капризного ребенка разбивает ее мечты о материнстве:
его темперамент не соответствует ее ожиданиям, и ей нелегко справляться с ним. У нее могут возникнуть опасения, что
она не способна удовлетворить потребности младенца, чувство вины, и ей будет трудно дать ему позитивное "отражение"
(например, подражать его агуканью) и восхищаться им. Может возникнуть проблема координации между ребенком и реакцией
матери, особенно если он непрерывно плачет, а она чувствует, что не понимает его. У матери может появиться ощущение,
что ребенок трудный, она отчаивается, в некоторых случаях даже "оплакивает" ребенка своей мечты, которого она не
дождалась. Из-за отсутствия правильного восприятия материнского образа могут возникнуть трудности при выходе из
симбиотической фазы, и мать не сможет отдалиться.
На следующем возрастном этапе (2-4 года) малышу с трудностями обучения и/или дефицитом внимания, неверно
усвоившему материнский образ, а также с нарушенными двигательными, перцептивными (восприятие) и когнитивными
навыками будет трудно обрести чувство независимости. Эти трудности вызовут сомнения в возможностях ребенка, ему
будет сложно контролировать свои чувства и поведение (много плачет, кричит, кидается на пол, кусается, дерется и
т.д.), а также усвоить границы и режим дня.
Отставание в речевом развитии помешает ощутить речь вместо прикосновения как средство успокоения, чувства
уверенности и регуляции поведения (ребенку будет трудно понять вербальные сигналы, относящиеся к поведению). В
поведении ребенка может отразиться конфликт между желанием отдалиться и стать независимым и между страхом быть
покинутым матерью. Уже на этом этапе могут возникнуть социальные трудности, в основном из-за несдержанного поведения
и неумения ребенка выразить себя и свое отчаяние другими способами.
Родители же не смогут позволить ребенку независимость, потому что он нуждается в постоянном надзоре. У них могут
возникнуть опасения по поводу задержек развития, возрастут сомнения в возможностях ребенка и стыд за него. Из-за
сложностей в установлении границ родители воспринимаются окружающими как "родители, не умеющие воспитывать ребенка"
и даже как не заботящиеся о нем, если ребенок подвергает себя опасностям из-за того, что ему трудно планировать свои
действия и он не понимает, что опасно.
Когда ребенок достигает этапа "выхода в свет" (3,4-6 лет), поступает в воспитательное учреждение и начинают
появляться когнитивные требования, проявляются его эмоциональные и функциональные недостатки.
В рамках воспитательного учреждения проявятся его речевые проблемы и трудности в достижении учебных успехов.
Поскольку ребенок не понимает внешнего окружения и не ладит с ним, страдает его самовосприятие. Ребенку видится,
что это окружение затопляет его, требует, угрожает и не поддается его контролю. Ребенок ощущает себя неспособным
справиться с требованиями воспитательного учреждения.
Ребенку будет сложно построить сильное собственное "Я" и положительную самооценку. Проблемы отразятся также на
создании социальных связей, требующих сложного восприятия, речи, изучения правил и кодов, умения отложить
немедленное удовлетворение желаний, способности адекватно реагировать, эмоционального контроля и эмпатии. Ребенок
может страдать от отчуждения, одиночества и приставаний.
Проблемы саморегуляции воспрепятствуют развитию центров внутреннего контроля и автономии, что вынудит окружение
создать плотные границы, которые помешают проявлению инициативы и накоплению собственного опыта.
Подавление речи и воображения нарушает способность соответствующим образом справляться со страхами, конфликтами и
отчаянием. Отчаяние может проявиться в агрессивном поведении. У ребенка, которому сложно преодолеть Эдипов конфликт,
может пострадать сексуальная самоидентификация.
Родителям надо бороться с проблемами адаптации ребенка и быть постоянными посредниками между ним и внешним миром,
параллельно выявляя причины трудностей. Родители, которые все чаще и чаще сталкиваются с представителями
воспитательной, диагностической и коррекционной системы, вносящими диссонанс в размеренный быт семьи и список ее
приоритетов, ощущают отчаяние и страх: "Что с ребенком?", - и затрудняются выработать последовательный
воспитательный подход.
Следующий этап (6-12 лет), переход в школу, приносит продолжительные трудности в академической и социальной
сферах. У ребенка с трудностями обучения и/или дефицитом внимания разовьется чувство неполноценности, вместо
прилежания и созидания, которые формируются на эмоциональной и социальной потребности достичь успехов, что свойственно
остальным детям.
Трудности в обучении и нарушение внимания приведут к отставанию в учебе. Возрастающее отчаяние и понижающаяся
самооценка и вера в свои силы уменьшают мотивацию к учебе и к получению помощи. Социальные проблемы усилят ощущение
неудач и душевные переживания. Дети чувствуют, что они разочаровывают родителей и по сравнению со своими братьями.
Это усиливает ощущение одиночества, обвинения, зависть и злость.
От родителей требуются продолжительные усилия в помощи ребенку в учебе и обеспечении его комплексом учебной и
эмоциональной коррекции. Часто им приходится бороться за признание особых образовательных потребностей ребенка и его
способностей и за его право на поддержку и особые условия в школе. Иногда родители вынуждены бороться с
требованиями системы перевести ребенка в спецшколу или спецкласс или давать ему лекарства – все это впридачу к их
борьбе с поведенческими и эмоциональными проблемами дома.
В подростковом возрасте (12-18 лет) ребенок находится на этапе, требующем от него зрелого становления и
самоидентификации. Для любого ребенка это неясный и неустойчивый период – а тем более, если речь идет о ребенке с
трудностями обучения и/или дефицитом внимания, поскольку этот процесс происходит после того, как ребенок накопил
груз неудач по отношению к своим учебным трудностям, и поэтому он низко оценивает свои возможности. В отношении
социальных проблем встает вопрос, как его воспринимает противоположный пол. Ребенок с трудностями обучения чаще
всего эмоционально незрелый, и его собственное "Я" неустойчиво из-за проблем регуляции эмоций и поведения.
Родители по-прежнему озабочены учебой ребенка, его общественными связями и, разумеется, начинают волноваться о его
будущем: окончание учебы, служба в армии и дальнейшие возможности. Возрастает также их забота о контроле и регуляции
поведения в сексуальных вопросах, к этому добавляются опасения, связанные с алкоголем, наркотиками и
правонарушениями.