В Англии эту игру называют "кошкина кроватка", на Гавайских
островах - "сеточка", на Целебесе - "лесенка-лесенка". В нее играют дети эскимосов и
индейцев, австралийцев и японцев, яванцев и шведов, французов и арабов. Впрочем, у каждого
народа свои варианты этой игры.
Что же это за игра? Она, несомненно, известна и многим из наших читателей. Ведь это та
самая игра с веревочкой, которую любят ребята младшего школьного возраста. Устроятся две
девочки где-нибудь на скамейке, свяжут концы припасенной заранее веревочки. А потом
снимают друг у друга с рук затейливые узоры, которые образуют веревочные переплетения.
Вспоминаете?
Приводим здесь один из вариантов некогда популярной на Руси забавы. Игра эта прекрасно
тренирует внимание и координацию движений.
Участвуют в игре двое. Инвентарь - шнурок длиной в полтора метра. Его концы нужно
связать, чтобы получилась замкнутая петля. Участники этого нехитрого развлечения
последовательно снимают с рук друг у друга восемь различных узоров.
Для удобства описания игры назовем партнеров А и Б. Слова "ближний", "дальний",
"левый", "правый" описывают расположение участков шнурка относительно того участника,
на руках которого в данный момент находится шнурок.
Первый узор - "колыбелька".
А продевает по четыре пальца каждой руки в петлю (большие пальцы остаются
снаружи) и раздвигает руки. Затем указательным и большим пальцами правой руки берет
ближний шнурок около левой руки и обводит его вокруг ладони и тыльной стороны левой
руки (большой палец снова остается снаружи). То же самое проделывается и на правой
руке. Теперь шнурок дважды проходит по тыльной стороне каждой руки и один раз - по
ладони.
Далее А подсовывает средний палец левой руки под шнурок, проходящий по ладони правой
руки, и разводит руки в сторону. Затем средний палец правой руки подсовывается под
шнурок, проходящий по ладони левой руки (надо следить, чтобы при этом средний
палец двигался внутри петли, образованной предыдущим движением). Теперь А разводит
руки с стороны, и "колыбелька" готова (рис. 1).
Второй узор - "коврик". Теперь вступает в дело Б. Кончиками указательного и большого
пальцев левой руки он захватывает идущие от средних пальцев А ближние шнурки в том
месте, где они перекрещиваются. Точно так же указательным и большим пальцами правой
руки Б берет дальние
шнурки, идущие от средних пальцев партнера.
Затем, не выпуская шнурков, Б разводит руки (при этом правая рука удаляется от А, а
левая приближается к нему (рис. 2) и продевает большой и указательный пальцы обеих рук
снаружи-снизу под соответствующие боковые шнурки "колыбельки" (рис. 3).
Теперь Б остается развести руки в стороны и, сняв бечевку с рук А, раздвинуть большие
и указательные пальцы. Получится "коврик"
(рис. 4). Этот узор образован четырьмя петлями, пересекающимися посредине, и двумя
боковыми шнурками. Теперь за дело снова берется А. Он может превратить "коврик" в
"поле".
А сверху захватывает большим и указательным пальцами левой руки ближнее пересечение
шнурков, идущих от больших пальцев Б. Аналогично большим и указательным пальцами
правой руки А захватывает дальнее пересечение шнурков, идущих от указательных пальцев Б.
Затем, не разжимая пальцев, А разводит руки (при этом правая рука удаляется от Б, а
левая - приближается к Б), сверху-снаружи продевает их под крайние шнурки (рис. 5).
Теперь сжатые большие и указательные пальцы обеих рук располагаются рядом в центре
бывшего "коврика" и высовываются из него вверх. И последняя операция: А разводит руки в
стороны, натягивая шнурок, и раздвигает большие и указательные пальцы.
Перед вами - "поле" (рис. 6). Оно образовано петлями, соединяющими большие пальцы,
петлями, соединяющими указательные пальцы, а также шнурком, проходящим по тыльной
стороне указательных и больших пальцев.
Из "поля" можно сделать "перевернутую колыбельку". Это будет четвертый узор. Его
исполнитель - Б. Он поворачивает левую руку
ладонью вверх и подцепляет сгибом мизинца ближний шнурок, соединяющим указательные
пальцы А, и вытягивает его поверх "поля" по направлению к А. Затем Б поворачивает
правую руку ладонью вверх, подцепляет сгибом мизинца дальний шнурок, соединяющий
большие пальцы А, и оттягивает его поверх "поля" в сторону от А (рис. 7).
Пригнув мизинцы к ладоням так, чтобы шнурки не выскользнули, Б поворачивает руку
ладонью вниз и поддевает сомкнутые указательный и большой пальцы левой руки
снаружи под ближний двойной шнурок, соединяющий большие пальцы А.
Такая же манипуляция проделывается и правой рукой (рис. 8). И в заключение нужно
развести руки (следите, чтобы шнурки не соскользнули с мизинцев), раздвинуть большие и
указательные пальцы. "Перевернутая колыбелька" готова. Она в точности такая же, как и
первый узор, только перевернута "вверх дном".
Из "перевернутой колыбельки" можно снова сделать "коврик". На этот раз его изготовит А.
Он берет "перевернутую колыбельку" с рук Б точно таким
же способом, каким Б брал с его рук "колыбельку" - узор, с которого начиналась игра.
Только на этот раз большой и указательный пальцы каждой руки (в них зажаты скрещения
шнурков) А разводит в стороны и сверху-снаружи опускает в центр "перевернутой
колыбельки" (рис. 9). Затем А разводит руки в стороны, раздвигает большие и
указательные пальцы (они
повернуты вниз), и снова получается "коврик". Отличие лишь в положении рук создателя
этого узора (рис. 10).
Теперь на очереди "ромбик" - шестой узор.
Б снимает "коврик" с рук А точно так же, как А снимал первый "коврик" с рук Б,
чтобы сделать "поле" (рис. 11).
В результате получаются петли на больших пальцах и на указательных пальцах, как и в
случае "поля". Но узор выглядит совершенно иначе (рис. 12).
В центре ромб, а по углам четыре треугольника.
Седьмой узор - "рыба на блюде".
Его делает А из "ромбика". Он опускает указательный
палец правой руки в дальний левый треугольник, а большой палец той же руки - в дальний
правый треугольник и захватывает ими шнурки в том месте, где они скрещиваются.
Соответственно большим и указательным пальцами левой руки А зажимает ближнее
скрещивание шнурков. Затем, не отпуская шнурков, А поворачивает руки так, чтобы кончики
указательных и больших пальцев были направлены вверх (рис. 13), разводит их в стороны,
снимает узор с рук Б и натягивает шнурок. Получилась "рыба на блюде"
(рис. 14). Она похожа на "ромбик", только в нем прибавилась двойная диагональ. Но если
немного пофантазировать, то можно увидеть, например, селедку, уложенную на
продолговатое блюдо.
И, наконец, в заключение "рыбу на блюде" можно превратить в "мостик".
Делается это так. Вначале Б выравнивает шнурки, образующие диагональ, так, чтобы они
не перекрещивались. Затем он поворачивает левую руку ладонью вверх, сгибом мизинца
подцепляет ближний из двух шнурков, образующих диагональ, и вытаскивает его наружу (по
направлению к А). Затем Б поворачивает ладонью вверх правую руку и сгибом мизинца
проделывает такую же операцию с оставшимся шнурком диагонали (этот шнурок вытягивается
наружу в сторону от А) (рис. 15).
Далее он опускает большой палец правой руки в правый
дальний треугольник, а указательный палец - в левый дальний треугольник и зажимает
этими пальцами шнурки там, где они скрещиваются. Аналогичная операция повторяется
большим и указательным пальцами левой руки с ближним скрещением шнурков. Далее Б
поворачивает руки так, чтобы кончики больших и указательных пальцев были направлены
вверх (рис. 16). И, наконец, Б разводит руки, снимает узор с рук А, натягивает шнурок
и раздвигает
большие и указательные пальцы обеих рук. Получилось нечто вроде подвесного "мостика"
(рис. 17).
Вот и все. Вариантов игры в веревочку много. Ребят надо научить этой полезной игре,
тренирующей наблюдательность и координацию движений.
Они будут с удовольствием проводить время за этой нехитрой забавой.
Развивающая система обучения Л.Занкова
http://www.zankov.ru/break/game4.asp