Поиск островов компетентности: метафора надежды и силы

По материалам статьи
The Search for Islands of Competence: A Metaphor of Hope and Strength
Автор - Д-р Роберт Брукс (Robert Brooks, Ph.D)

Перевод - СДВГ мама



Многие мои читатели знают, что более 20 лет назад на своих семинарах и в письменных работах я ввел метафору "острова компетентности", которой мой коллега доктор Сэм Голдштейн и я продолжаем придавать особое значение в наших книгах о психологической упругости. Я представил себе эту метафору, слушая слова молодых людей, встречающихся в моей клинической практике, многие из которых боролись с трудностями обучения и испытывали сильное разочарование и неудачу в своей жизни. Некоторые из их высказываний приковывали внимание, обнажая глубокое чувство беспомощности и безысходности:

"Я родился с половиной мозга. Вы не знаете, как заменить вторую половину?"

"Я чувствую себя тупицей. Думаю, что я никогда не выучусь".

"Я думаю, что я недостаточно умен, чтобы когда-либо получить работу".

"Я не знаю ничего, в чем я был бы силен".

Мои взрослые пациенты также уверовали в свою неполноценность. Одна преуспевающая на вид женщина сообщила: "Я чувствую, что все, чего я достигла, это всего лишь видимость. Больше всего я опасаюсь того, что однажды люди обнаружат, что за этой видимостью нет ничего, и я окажусь обманщицей".

Один мужчина отметил: "Я чувствую, что моя жизнь похожа на карточный домик, и в любой момент даже легкое дуновение ветра может разрушить его", – и добавил: "Во мне нет ничего сильного, чтобы укрепить его".

Размышляя над подобными негативными высказываниями, я думал поначалу: "Многие из этих детей и взрослых, похоже, тонут в океане ощущения своей неполноценности". Вскоре эту картину сменила другая, а именно: "Если есть океан неполноценности, то должны быть острова компетентности – областей, в которых был или есть потенциал, чтобы стать источниками гордости и успешности". Продолжая эту метафору, я думал с некоторым волнением: "Мы должны помочь детям и взрослым находить и укреплять эти острова так, чтобы в какой-то момент они стали возвышаться над океаном неполноценности".

Я уже публиковал статьи, расхваливающие силу образов и метафор для выражения идей, которые будут помнить. Поэтому мне хотелось, что, когда я буду говорить об "островах компетентности", это сразу вызвало бы у других представление о том, как важно переключать внимание с недостатков на сильные стороны, с пессимизма на оптимизм.

Как я уже писал в прежних работах, мое использование метафоры "острова компетентности" было не просто причудливым образом, а скорее символом надежды и уважения, напоминанием того, что все люди обладают уникальными сильными сторонами и отвагой. Если мы можем найти и укрепить эти сильные области, мы можем создать мощный "волновой эффект", в котором у детей и взрослых появится желание двигаться вперед и противостоять проблемным ситуациям.

Эта метафора повлияла на вопросы, которые я поднял, и методы, которые я ввел в своей клинической практике. Например, всякий раз, когда я встречаюсь с родителями, преподавателями или другими специалистами, чтобы обсудить детей, обремененных проблемами, я прошу их описать острова компетентности ребенка. Затем я спрашиваю, как мы можем укрепить эти острова и показать их другим. Я свидетель того, как эти вопросы могут изменить мышление взрослых, поскольку они перемещают их энергию от "фиксирования недостатков" к "нахождению и укреплению достоинств".

Я также расспрашиваю детей о том, в чем они чувствуют себя сильными. Одним не составляет труда описать свои сильные стороны, другие отвечают: "Не знаю". Когда я слышу последнее, я говорю: "Хорошо, у детей может уйти несколько недель на то, чтобы понять, что у них хорошо получается". Я хочу сказать, что все мы обладаем сильными сторонами, но определение сущности наших положительных качеств может занять некоторое время.

Когда я встречаюсь со взрослыми, которые сталкиваются с проблемами, я прошу их рассмотреть свои сильные стороны. Я вижу, что эта задача не только начинает процесс выявления областей, в которых мы являемся специалистами, но и побуждает нас подумать о том, занимаемся ли мы в нашей повседневной жизни тем, что дает нам ощущение удовлетворенности и успешности.

Моя первоначальная цель, чтобы метафору "острова компетентности" приняли и применяли другие, была достигнута. Родители, которых я встречал в своей клинической практике и на своих презентациях, говорили мне, что теперь они активно вовлечены в процесс нахождения и укрепления островов компетентности их детей. Одно из моих любимых высказываний, прозвучавшее из уст одного родителя: "Я чувствую себя подобно исследователю в поиске достинств в моих детях, о которых я не думал раньше". И он добавил с очевидной удовлетворенностью: "Это очень захватывающее, приятное путешествие". Когда я вернулся в школу, в которой я ранее провел семинар, преподаватель приветствовал меня словами: "Первый вопрос, который мы поднимаем на наших заседаниях и в индивидуальных образовательных планах, – 'что является островами компетентности этого ученика и как мы используем эти острова, чтобы помочь ему учиться и чувствовать себя более достойным?'"

Недавно одна моя пациентка сказала: "Всякий раз, когда я начинаю чувствовать в себе тревогу и меньшую уверенность, я напоминаю себе, что у меня есть острова компетентности и я не должна забывать об их существовании. Когда я думаю об этих островах, я не игнорирую свои проблемы, скорее, это дает мне силы преодолевать их".

Несколько лет назад одна мать рассказывала мне о своем сыне, который страдал трудностями обучения и депрессией. Она побывала на одной моей презентации и, услышав слова "острова компетентности", призналась, что "наказывала его за школьную неуспеваемость", лишая сына послешкольных занятий, которые доставляли ему удовольствие. Размышляя над сказанным ею, я думал о том, как часто наши методы мотивации детей неумышленно приводят к страданию от наказания вместо того, чтобы помочь детям развивать ощущение самооценки и достоинства. Эта мать поступила разумно: она не только перестала запрещать сыну послешкольные занятия, но и добавила те, которые особенно нравились ему, например, лыжный спорт.

Она сообщила о результатах перемен в ее мышлении и поведении: "В течении пяти лет сын был членом Национального Лыжного Патруля, что вызвало у него интерес к обучению на курсах скорой медицинской помощи. Кроме того, это предоставило ему другие способы ощутить успех. Теперь он учится на третьем курсе медицины и обладает высокой самооценкой! Учеба по-прежнему вызывает у него напряжение, но приобретенные им жизненные навыки помогают ему идти вперед и добиваться своих целей. Я люблю делиться этим опытом и информацией с другими родителями и учителями".

Менее недели назад я получил письмо по электронной почте, которое фактически побудило меня написать эту статью. Письмо было послано Патти Ривс по поводу ее сына Патрика. Я был очень тронут ее словами. Патти любезно позволила мне рассказать о ее опыте, поскольку я считал, что ее рассуждения могли бы дать проблеск реальной надежды тем, кто чувствует отчаяние.

Патти писала: "Мне повезло слышать Вас здесь во Флориде в 1997 году. Тогда я только столкнулась с учебными трудностями моего сына. Он не только страдал СДВГ, но и был дальтоником, левшой, говорил так, словно его рот набит камнями. Я сидела в вашей аудитории как участница от школьного округа, в котором я в то время работала. Вы увлекли меня. Вы захватили меня "островами компетентности". После семинара я вернулась домой с другой установкой, с новым отношением к тому, чего мой сын может достичь".

Патти написала, что после моей презентации она задалась вопросом: "Если то, что вы делаете, не приносит положительного результата, зачем продолжать это делать? Глупо делать одно и тоже много раз подряд и ожидать разных результатов. Мы должны думать нестандартно. Первое, что я изменила, это мой взгляд на вещи. Я начала обращать больше внимания на способности своего сына, чем на его неспособности. Вместо того, чтобы поддаваться его разочарованиям, я поддерживала его и готовила его к разочарованию, но лишь после того, как он приложит максимум усилий. Пришло время, и готовность отступать сменилась настойчивостью".

Патти описала, как она училась думать по-новому и как добивалась наобходимой Патрику помощи. "Я желаю всем родителям добиться того, чего добились мы с сыном. Я пишу Вам теперь как мать красивого, удивительного, статного и талантливого мужчины. В его индивидуальности есть черта сострадания, которой, на мой взгляд, не было бы, если бы он не боролся и не преодолевал свои собственные учебные трудности. Я пишу Вам этим вечером с благодарностью за положительное влияние на мое воспитание ребенка. Мой сын закончил среднюю школу. Он также получил Академическую премию президента (Буша) за успехи в последнем году. Теперь он поступает в колледж!"

Мне было очень приятно получить благодарность от Патти. Она и Патрик заслуживают похвалы за его успехи. Я, возможно, побудил аудиторию искать острова компетентности каждого ребенка, но она обладала пониманием и настойчивостью, чтобы изменить свое мышление и найти подход к сыну на основе его сильных сторон. Я полагаю, что, благодаря тому, что Патти сместила центр внимания от неспособностей Патрика к его способностям, она создала ему те условия, которые внесли свой вклад в положительные перемены, которые произошли в жизни Патрика с 1997 года.

Как я уже отмечал в своих предыдущих статьях в прошлом году, появление области позитивной психологии отражает растущее среди специалистов в сфере психического здоровья признание того, что люди не должны узко характеризоваться психиатрическими ярлыками и патологическими чертами, а вместо этого – их ценными качествами, умениями и сильными сторонами. Психиатр Майкл Раттер и психолог Марк Кац, оба много писавшие о психологической упругости, выражают интересные мысли о сильных сторонах и об опыте успеха.

Описывая исследование о неунывающих людях, Раттер пишет: "Опыт успеха в одной жизненной сфере приводил к повышению самооценки и ощущению самоэффективности, позволяя им более успешно справляться с последующими жизненными трудностями". Так же пишет и Кац: "Выставление напоказ наших способностей и оценка их близкими нам людьми помогают нам определить нашу индивидуальность тем, что мы делаем лучше всего".

Я знаю, что нахождение и укрепление островов компетентности в детях и в нас самих – это сложная задача, которую не всегда легко выполнить. Однако поиск островов компетентности стоит усилий, приводящих к возможному вознаграждению, которое ожидает нас и наших детей, а именно – жизнь, наполненная возрастающими удовлетворением, радостью и достижениями.


На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz