Д-р Ади Адар,
детский невропатолог в Израильской больничной кассе "Клалит"

Статья из израильского журнала семейного здоровья "Эйтаним", апрель 2003
Перевод с иврита - СДВГ мама

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространённым среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, и наиболее известен как "гиперактивность" или "дефицит внимания".
Руководство для детей и родителей о сущности синдрома и о методах его лечения. А также – о сопровождающих его "мифах" и "сказках".








"Дефицит внимания", "гиперактивный ребёнок", "ребёнок с коротким фитилем", "непоседа", "СДВГ", "ADD – ADHD", - это всего лишь часть имён и названий, относящихся к расстройству, которым страдают миллионы детей (и взрослых) в мире. Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое нарушает механизмы, ответственные за диапазон внимания, умение сосредоточиться, контроль над побуждениями и т.д.
Расстройство определяется как возрастное, поскольку оно проявляется в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуется переменами в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости.
Английский термин этого синдрома – ADHD, Attention Deficit Hyperactivity Disorder, - что означает дефицит внимания с чрезмерной подвижностью или без неё.

Переменный диапазон внимания

Диапазон внимания такого ребёнка быстро и радикально меняется, по ситуации. Перемена происходит быстро и радикально по отношению к другим детям, в соответствии с уровнем заинтересованности темой или поставленными перед ними заданиями.
Основная трудность в данной области – это способность сосредоточить внимание на продолжительный период. Подразумевается умение выполнять односложное, неинтересное или требующее повторов задание. Дети с СДВГ обладают способностью концентрации внимания на короткий период и теряют интерес и сосредоточенность быстрее других детей. В результате, они "перескакивают" на другое задание, в другую область, и склонны искать раздражители (удовлетворяющие их на короткое время) и задания, которые приносят им немедленное удовлетворение.
"Мой ребёнок не страдает дефицитом внимания! Он может часами смотреть телевизор, играть на компьютере и собирать пазл!" Это высказывание очень популярно среди родителей, которым трудно поверить в то, что у их ребёнка есть проблема.

В поисках острых ощущений

Временами поиск острых ощущений приводит их к опасным действиям. В подростковом возрасте они могут обратиться к занятиям, представляющим собой риск для здоровья и для жизни (курение, опасное вождение и др.)
Этих детей притягивают сильные раздражители, такие как сидение часами перед телевизором или компьютером, – эти раздражители повышают их способность концентрации внимания и понижают проявления двигательного беспокойства.

Возможные причины синдрома

Точная причина синдрома неизвестна, но обнаружена связь с такими факторами во время беременности, как инфекции мозга, воздействие на организм матери таких веществ, как свинец, алкоголь и курение. Также, ярко выражен фактор наследственности. В процессе сложных обследований удалось обнаружить лёгкие анатомические изменения в некоторых участках мозга у детей с СДВГ, однако невозможно определить характерную черту или причину расстройства.
Механизм возникновения синдрома пока ещё недостаточно изучен. Одна из возможных теорий – теория "синдром ленивой лобной доли". Из-за низкого уровня веществ, участвующих в передаче электронной информации в мозгу, мозговые центры, отвечающие за концентрацию вниманию и контроль над побуждениями, действуют неверно. Лобная доля не выполняет своих функций в фильтровании и задержке второстепенных раздражителей и в продвижении вперёд важных раздражителей.

Выражения расстройства

Существует набор симптомов (и поэтому мы говорим о синдроме), которые не обязательно проявляются у всех детей. Принято разделять симптомы на три основные группы:
  • Симптомы, имеющие отношение к концентрации внимания.
  • Симптомы, связанные с импульсивностью.
  • Симптомы, связанные с чрезмерной подвижностью.
Нынешняя диагностика основывается на критериях, определённых для каждой группы, которые мы рассмотрим ниже.
Две дополнительные характерные черты следующие:
  • Сложность вести себя соответственно принятым правилам.
  • Непоследовательная реакция и поведение в различных ситуациях.

Различные симптомы

Дефицит внимания
Дети описываются, как мечтатели, "витающие в облаках" и часто "отрешённые". В классе они занимаются второстепенными делами, бесцельно чёркают и рисуют каракули на бумаге, не участвуют в классном занятии, отвечают невпопад. Они затрудняются выполнить указания и вовремя сделать уроки (выполнение домашнего задания растягивается на несколько часов). Они легко отвлекаются на внешние раздражители, рассеянны, теряют вещи и забывают передавать сообщения, не помнят, что задано на дом.

Импульсивность
Импульсивность - это склонность к поспешности, к совершению необдуманных поступков. Они быстро "загораются", реагируют вспышками гнева, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно дразнят друзей и братьев. В классе они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь разрешения. Им недостаёт терпения ожидать своей очереди в различных ситуациях. Они не выслушиваят до конца указания, спешат закончить экзамен и делают глупые ошибки.

Чрезмерная подвижность (гиперактивность)
Этот синдром проявляется в ряде всевозможных нарушений поведения, но чрезмерная подвижность является самым заметным: им трудно усидеть на месте, они бесконечно ёрзают на стуле, часто меняют позы, в которых сидят, вертят в руках разные предметы, барабанят пальцами, закручивают их, трещат суставами рук, ног, шеи...
Эти дети находят любой повод выйти из класса (они лучшие друзья охранника [в Израиле школы охраняются – прим. переводчика]), шумно играют, стремительно перескакивают от одного занятия к другому, разговорчивы и болтливы.
Им также присуще отсутствие страха, стремление к приключениям и опасным авантюрам, включая лазание по деревьям, на различные высоты, а в более зрелом возрасте – опасное вождение, занятие экстремальными видами спортами и т.д.

Распространённость синдрома

"Сегодня всем детям подряд ставят этот диагноз!"
Следует разобраться, насколько распространён синдром дефицита внимания в действительности. Данный синдром самое распространённое среди детей возрастное неврологическое расстройство. Считается, что он проявляется у пяти процентов детей. Используя новейшие методы диагностики расстройства, можно определить от семи до десяти процентов детей, страдающих им. Таким образом, следует ожидать, что в каждом среднестатистическом классе найдутся от одного до четверых детей с дефицитом внимания.

Мальчики и девочки

СДВГ встречается намного чаще среди мальчиков, чем среди девочек, до соотношения 8:1. У девочек синдром проявляется иначе, чем у мальчиков, у них более выражен дефицит внимания и менее – гиперактивность. Следовательно, можно предположить, что значительная часть девочек попросту не диагностирована, и в действительности больше девочек, чем замечено, страдают данным синдромом.

И в зрелом возрасте тоже

По результатам большинства исследований, расстройство продолжается и в зрелом возрасте. Ранее было принято считать, что расстройство проходит со временем, поскольку симптомы гиперактивности исчезают либо притупляются. Наряду с этим, в большинстве случаев продолжают наблюдаться различные проявления синдрома, в основном – дефицита внимания. От одного до четырёх процентов взрослого населения обладают симптомами СДВГ в той или иной степени.

Диагностика синдрома

Диагноз СДВГ ставится на основе клинических наблюдений, обследования невропатолога и дополнительных проверок, таких как психологическое/психодидактическое обследование, мнение родителей, учителей, школьного консультанта-воспитателя, специалистов трудотерапии и речевой терапии (дефектолога/логопеда). Постановка диагноза может также основываться на анкетах, таких как, к примеру, анкета Коннорса, или на критериях DSM4.
Дополнительными средствами диагностики являются компьютерные обследования, проверяющие способность продолжительного выполнения однообразного/скучного задания, – такие как тест ТОВА, или компьютерный тест Коннорса.
  • Первые симптомы синдрома проявляются в возрасте до семи лет. Симптомы, появляющиеся в более позднем возрасте, обычно являются следствием других факторов, например "кризиса переходного возраста", расстройств общественного или эмоционального характера, и т.д.
  • Проявления расстройства существуют как минимум в двух общественных ситуациях (в школе, дома, во время невропсихологического обследования).
  • Расстройство появляется хотя бы один раз в течение полугода.
  • Расстройство приводит к значительным нарушениям в выполнении академических, общественных и трудовых функций (взрослые испытывают затруднения в прилежании и преуспевании на своём рабочем месте).
  • Симптомы не объясняются другими расстройствами, такими как расстройства личности, страхи, депрессия и другие.

Первичные трудности обучения

Есть ли взаимосвязь между трудностями обучения и дефицитом внимания? У трети до половины детей с данным расстройством существуют первичные трудности обучения (такие как дислексия, дисграфия, дискалькулия), которые диагностируются дидактическим путём. Можно заниматься ими как явлением, отдельным от расстройства внимания.

Связь с пищей

Пища или пищевые добавки считаются по сегодняшний день одной из причин СДВГ. Один из методов лечения – испробовать различные диеты, в основном бессахарные.
По сей день распространена теория, что потребление сахара влияет на уровень повышенной активности. В исследовании, проведённом в начале 80-х годов, не было обнаружено связи между потреблением сахара и уровнем детской активности.
Вместе с тем, можно попробовать диету на ограниченный период времени (2-3 месяца) и проверить, улучшилось ли состояние ребёнка.

Методы воздействия

Кроме традиционного медикаментозного воздействия, существуют дополнительные методы.

Комплексное воздействие
Включает: формирующее воспитание, психологическую помощь, лекарственные средства и дополнительные вспомогательные методы, такие как трудотерапия и речевая терапия (занятия с логопедом/дефектологом), а также методы по коррекции поведения и улучшению моторики. Можно добавить такие методы, как лечебная верховая езда, лечебное плавание, лечебная физкультура и т.п.

Альтернативное лечение
Включает: лечение цветами Баха, рефлексологию и биофидбек (биологическая обратная связь). Некоторые из этих методов частично направлены на коррекцию поведения, которая может помочь детям.

Занятия спортом
Занятия различными видами спорта в целях разрядки энергии и тренировки дисциплины и самоконтроля. Например: плавание, или капоейра [capoeira - национальный бразильский вид рукопашной борьбы, сочетает в себе элементы танца, музыки и движения – прим. переводчика]. Желательно избегать занятий видами спорта, имеющими потенциал на увеличение жестокости и насилия.

Медикаментозный подход

Воздействие лекарственными средствами делится на три основные группы:

Стимулирующие препараты
Психостимуляторы, например, риталин и пемолин (Cylert, или Nitan).

Антидепрессанты
К примеру, дезипрамин.

Лекарства для понижения кровяного давления
Эти лекарства (к примеру, Clonnirit) рекомендуются в малых дозах в тех случаях, когда имеются противопоказания по приёму риталина (или риталин не воздействует).
В последнее время начинается применение дополнительных препаратов: риспердал, концерта, страттера. Эти лекарства пока ещё не получили официальное разрешение.

Опасения по поводу воздействия лекарственными препаратами

В процессе размышлений о том, принимать ли лекарственные средства, помогающие справиться с синдромом, следует поставить на чаши весов отрицательные последствия в академической, социальной и психологической сферах, а в дальнейшем – и в профессиональной деятельности, которые могут возникнуть у ребёнка и подростка, имеющего те или иные симптомы СДВГ и не получающего никакого лечения, и риск (к тому же низкий) появления побочных эффектов. Следует подчеркнуть, что риталин (ведущее лекарство в терапии данного расстройства) является эффективным, быстродействующим средством (реакция наблюдается с первого же дня приёма препарата), дешёвый и почти не имеет побочных эффектов.

Эффективность и безопасность риталина

Опыт, накопленный в течение десятков лет в процессе приёма риталина миллионами детей, даёт врачам полное право рекомендовать это лекарство, как важный компонент воздействия на СДВГ (с или без гиперактивности). Бесконечные попытки приписать риталину наркозависимость, фантастически тяжёлые побочные эффекты – вводят в заблуждение. Из-за этого многие дети и родители могут лишиться возможности простого, эффективного и безопасного лечения, помогающего им пережить критические периоды в их общественном, академическом и духовном становлении.

Зависимости не существует

Следует заметить, что небольшая часть детей ведут себя беспокойно по окончании действия лекарства. В подобных случаях добавляют малую дозу риталина, и обычно это явление либо полностью исчезает, либо притупляется.
"Ни в коем случае не дам ему риталин! Не хватает, чтобы ребёнок стал наркоманом!" – говорят многие родители. Следует знать, что риталин не вызывает зависимость. Хотя это лекарство и принадлежит к семейству стимулирующих препаратов (его действие схоже с амфетаминами), но не вызывает привыкания у детей. То-есть, несмотря на то, что миллионы детей принимают это лекарство в течение многих лет, отсутствуют сообщения о зависимости.

Не задерживает рост

Родители спрашивают, задерживает ли риталин рост детей, принимающих лекарство. Нет никаких доказательств этого, когда приём лекарства происходит под контролем, в правильной дозе, с перерывами на выходные, праздники и каникулы. Напротив, по некоторым данным у части детей было замечено ускорение роста в процессе лечения.

Эффективность при СДВГ

Это утверждение тоже нередко можно услышать: "Мой ребёнок не гиперактивный! Чего вдруг давать ему риталин?" Существует заблуждение, что риталин предназначен только для гиперактивных детей. Риталин эффективное средство для повышения концентрации внимания и понижения импульсивности как у гиперактивных детей, так и у детей, страдающих только дефицитом внимания.

Причины родительских опасений

Есть много различных причин, по которым родители опасаются давать своим детям риталин. Перечислим основные.

Принадлежит к стимуляторам
Лекарство принадлежит к семейству стимулирующих препаратов. Поэтому, его назначают и выписывают по всем правилам наркотических средств (обезболивающие препараты). Наряду с этим, следует ещё и ещё раз подчеркнуть: нет никакой опасности развития зависимости в дозах, рекомендуемых к медицинскому приёму риталина при расстройстве внимания.

Плохая репутация
Риталин эффективное средство, используемое в различных ситуациях, включая гиперактивность (чрезмерная подвижность), расстройство внимания, насилие, беспокойное поведение (в том числе у детей с отсталым умственным развитием), другие нарушения поведения и трудности обучения. С течением времени создался стереотип, что тот, кто принимает риталин, ненормальный, гиперактивный ребёнок и т.п. Родители опасаются, что на их ребёнка будет навешен такой ярлык.

Боязнь нежелательных последствий
Родители возражают: "Я не хочу пичкать своего ребёнка химией длительный период". Риталин обычно принимается в течение нескольких лет, и родилось опасение, что приём лекарства, содержащего химические вещества, может привести к нежелательным последствиям в будущем.
Лекарство используется уже десятки лет, им лечились миллионы детей. Эти опасения не обрели почву. Риталин полностью расщепляется в организме и не накапливается.

Враждебные статьи в газетах
Риталин одно из самых поливаемых грязью лекарств. Время от времени появляется статья, описывающая, какой якобы тяжёлый вред наносит риталин. В таких статьях выражаются реальные намерения и вера авторов в якобы вред медикаментозного лечения, возмущение той лёгкостью, с коей якобы назначается лечение, и т.п. Наряду с этим, иногда в таких статьях скрыты экономические соображения заинтересованных коммерческих лиц. С научной точки зрения, трудно доказать, что нанесённый вред связан с лекарством, или же существует иная причина. Надо помнить, что миллионы детей принимают это лекарство. В группе пациентов возможны различные явления, часть из которых совершенно не имеет отношения к лечению.

Натуральные заменители

На сегодняшний день существует ряд препаратов, таких как Pedi-ADD, цветочные эссенции Баха и т.д., поставщики которых утверждают их эффективность в улучшении внимания и поведения. Можно попробовать данные препараты, но следует учесть следующее:

Могут навредить
Вещества растительного происхождения могут навредить не менее химических веществ! Рапространённое мнение, что натуральные препараты безопасны, в основном верно. Но есть и исключения (некоторые очень ядовитые лекарства, например, препарат дигоксин, являются натуральными).
Необходимо выяснить происхождение препаратов, есть ли лицензия на их изготовление, или они ввозятся известной компанией.

Стоимость
Это дорогостоящие методы лечения.

Сложновыполняемые указания
Сложно полностью следовать указаниям, особенно если ребёнок должен глотать определённый препарат каждые два часа.

Потеря времени
Попытки альтернативного лечения зачастую сопряжены с потерей драгоценного времени. Поэтому, если наблюдается улучшение состояния, разумеется, можно продолжать альтернативное лечение. И наоборот, нет причин продолжать, если результаты отсутствуют.

Можно справиться

Сегодня можно справиться с СДВГ – расстройством, влияющим на все сферы жизнедеятельности.
Ранняя диагностика и комплексное воздействие позволяют в значительной мере улучшить состояние детей, страдающих этим расстройством.


На главную страницу
Rambler's Top100
Hosted by uCoz