По материалам статьи из израильской газеты "Едиот Ахронот"
("Последние известия") от 28 декабря 2003 года.
Статья предоставлена организацией Ницан (по продвижению детей и взрослых с трудностями
в обучении, адаптации и повседневной деятельности) в сотрудничестве с доктором Михаль
Шани, факультет трудностей обучения при Хайфском университете.
Перевод - СДВГ мама
Подготовительная группа детского сада
Речь и мышление: испытывает проблемы с произношением; медленно развивается
словарный запас; не умеет рифмовать слова; не проявляет интерес к прослушиванию
рассказов; с трудом запоминает названия, цвета, цифры и буквы; использует сверх меры
слова "как", "это", "ну"; испытывает трудности с выражений своих мыслей; неправильно
строит предложения.
Счет: проблемы в восприятии и сохранении количества; затрудняется в
счете чисел в восходящем и нисходящем порядке; в расположении чисел в зависимости от
их значений, а также в написании цифр.
Внимание: повышенная двигательная активность; легко отвлекается по
сравнению со сверстниками; испытывает трудности с выполнением и завершением заданий;
резкие перемены в настроении; не умеет справляться с неудачами.
Зрительно-двигательная сфера: испытывает затруднения в играх, где
требуется обратить внимание на детали или разграничить образ и фон; проблемы
в мелкой моторике (застегивание пуговиц, завязывание шнурков); неуклюжесть (падает,
роняет предметы); уклоняется от занятий рисованием, раскрашиванием и вырезанием.
Сфера общественного поведения: с трудом заводит друзей; испытывает
проблемы в понимании общественных ситуаций; не любит принимать условия игры и
участвовать в коллективной работе.
Младшие классы (1й – 4й)
Чтение и письмо: уклоняется от чтения; испытывает трудности в понимании
взаимосвязи между буквами, в соединении части слова в целое слово; совершает ошибки
при чтении, медленно читает; совершает ошибки правописания, исключительные по уровню и
количеству.
Математика: совершает ошибки в вычислениях (сложение, вычитание,
умножение, деление); плохо считает столбиком; не понимает взаимосвязи между
математическими задачами и вычислениями.
Речь и мышление: говорит короткими и зачастую неправильными
предложениями; имеет скудный словарный запас; с трудом выражает свои мысли вслух.
Зрительно-двигательная сфера: неправильно держит ручку и/или слишком
сильно или слабо надавливает на нее; затрудняется в написании букв и в организации
письменного текста на бумаге (т.е. неразборчивый почерк); медленно выполняет
спортивные упражнения и задания, требующие навыков мелкой моторики (например,
рисунок и чертеж).
Средние классы (5й – 8й)
Чтение и письмо: совершает ошибки при чтении; медленно читает и
пишет; уклоняется от чтения вслух; испытывает трудности с письменным выражении своих мыслей
(создается впечатление, что ребенок не может ясно выразить свои знания, мысли и
понятия); с трудом приобретает навыки чтения и письма на иностранном языке;
совершает многочисленные ошибки правописания.
Зрительно-двигательная сфера: неразборчивый почерк; неправильно
держит ручку или карандаш; не хочет писать; испытывает трудности с организацией учебных
принадлежностей и времени.
Старшие классы
Чтение и письмо: намного лучше выражает свои мысли вслух, чем в
письменном виде; не любит самостоятельно учиться; значительно снижается
успеваемость по сравнению с предыдущими годами.
Речь и мышление: ошибочно истолковывает информацию; неспособен
объединить знания из нескольких текстов; испытывает трудности в восприятии и выражении
абстрактных понятий, в использовании эффективных способов учебы и в запоминании
материала к экзамену (несмотря на то, что ученик готовился к экзамену).
Память и внимание: проблемы в восприятии учебного материала в
классе (пустые тетради); утомляемость; испытывает затруднения с выполнением и завершением
заданий; уделяет избыточное внимание деталям или, наоборот, не обращает на них никакого
внимания.
Зрительно-двигательная сфера: медленно работает; неудачно или
неуклюже выполняет спортивные задания, например, плавание, езда на велосипеде,
забрасывание мяча в корзину.