По материалам статьи:
http://www.tapuz.co.il/tapuzforum/main/articles.asp?id=201&art_id=91
Автор – Зива, администратор форума
Права и трудности СДВ(Г), женщина с СДВГ и мать троих детей с СДВГ
(С разрешения администрации форума
Права и трудности СДВ(Г) на израильском портале Тапуз)
Перевод - СДВГ мама
По следам последних обсуждений на темы "Увеличение числа детей с трудностями
обучения" и "Различные методы лечения: за и против" хочу поделиться с вами своими
размышлениями. Следует заметить, что мысли, факты и даже выражения, которые здесь
приведены, взяты из статей и жизненного опыта - как моего, так и других людей.
1. Ответственность родителей за диагностирование
Я думаю, что мы, родители, определяем в значительной мере, какой груз ребенок соберет
и понесет по жизни: груз успехов или груз неудач.
Раньше говорили: "Ничего не поделаешь: ребенок озорник / лентяй / глупый /
раздражительный / рассеянный и т.п.". Сегодня же мы исходим из соображения, что каждый
ребенок стремится преуспеть в выполнении заданий; и если это не так, значит, есть
мешающая этому проблема. Современная наука способна выявить проблему, препятствующую
нормальной жизнедеятельности ребенка и понять, является ли проблема социальной,
физиологической, неврологической, возрастной, либо это совокупность ряда проблем.
Я считаю, наш родительский долг - заметить повторяющиеся проблемы, обратиться за
диагностикой к специалистам и решить, соответствует ли поставленный диагноз нашим
ощущениям, т.к. никто не знает наших детей лучше нас.
2. Дифференциальная диагностика
СДВ(Г) обычно сопровождается дополнительными проблемами из области трудностей
обучения и/или психического здоровья, поведения, социальных отношений и/или
двигательной подвижности и неврологии. Чтобы узнать, являются ли сопутствующие
проблемы следствием СДВ(Г), либо они имеют другие причины, следует произвести
дифференциальную диагностику, которая поможет нам выбрать соответствующие пути
лечения/воздействия.
3. Боль и опасения
После обследования и постановки диагноза СДВ(Г), когда оказывается, что наш ребенок не
такой, как все, многие из нас переживают болевой кризис. Наследственный характер этого
расстройства приводит к тому, что хотя бы один из родителей вспоминает о подобных
страданиях, пережитых им в детстве. Многие родителей опасаются стереотипов и ярлыков,
которые могут быть навешены на ребенка.
Итак, сегодня известно, что ваш ребенок – один из членов большой группы, которая
представляет собой 10% от населения в целом(!), - группы людей, страдающих дефицитом
внимания. Отрицание диагноза и/или отказ от лечения приведут к продолжению страданий
вашего ребенка. Родители могут обратиться в группы поддержки, чтобы поделиться и
выслушать других родителей в подобном положении и чтобы научиться, как справляться с
СДВ(Г).
4. Выбор правильного лечения
Мы должны выбрать правильное лечение в соответствии с рекомендациями специалистов и
нашим собственным мнением. Следует учесть, что правильность выбора мы сможем оценить
только потом, при проверке действительностью.
Замечание по поводу различных методов лечения: накоплено очень много проверенной и
доказанной информации об успешных методах лечения, основанных на научных исследованиях
и требующих от проводящих их людей длительного обучения и высокой квалификации.
Несмотря на это, до сих пор есть родители, которые верят любому, кто заявляет о
"чудо-лекарстве" или "чудо-лечении", которое "излечит проблему ребенка раз и навсегда".
Смешно это или грустно, но именно нетрадиционные "чудодейственные методы лечения" не имеют
научных доказательств, стоят в десятки раз дороже проверенных конвенциональных методов, и
все же они привлекают к себе многих родителей, которые потом разочаровываются.
При выборе лечения необходимо принять во внимание:
- Безопасность: удостоверьтесь в том, что лечение не нанесет ребенку
непоправимого ущерба.
- Доверие: человек, проводящий лечение, (далее – специалист) считается
достойным доверия, и у вас есть хорошие рекомендации на его счет.
- "Химия": между специалистом и пациентом существует "химия" и
взаимодействие.
- Основательные знания: специалист имеет соответствующее современное
образование, лечение сопровождается внимательным наблюдением за результатами,
поддающимися измерению.
- Успехи в прошлом: есть доказательства успешного лечения других детей.
(Вместе с тем, следует учесть, что у любого специалиста и при любом лечении
случаются также неудачи).
- Польза: по Расселу Баркли (Russell Barkley), все, что не помогает СДВ(Г),
наносит вред из-за разочарований, которые накапливаются в "грузе неудач" ребенка.
- "Островок безопасности": использование замечательного, отличительного
качества ребенка, на котором ребенок построит в своем сердце "островок безопасности"
самоутверждения и самооценки. (Например, если у ребенка способности к рисованию, и
мы будем их подчеркивать и развивать, это придаст ему больше уверенности в себе и
силы преодолевать другие трудности).
5. Спорный вопрос лекарственного лечения
Мы не можем игнорировать открытия в области исследования мозга, которые
свидетельствуют о положительном влиянии лекарств при психических и неврологических
проблемах. Вне сомнения, что лекарственная терапия продвинула далеко вперед лечение
мозговых проблем. Будучи "традиционным" методом лечения, этот метод постоянно исследуется
наукой, по принципам контрольной группы, плацебо, "слепого" и "двойного слепого"
исследования.
(Примечания переводчика:
Контрольная группа – это группа, члены которой получают стандартное лечение
болезни или плацебо.
Плацебо - это неактивное вещество (таблетка, жидкость, порошок), которое не имеет
лечебного эффекта.
"Слепое", или "замаскированное" исследование - исследование, при котором участники не
знают, в экспериментальной или контрольной группе они находятся.
"Двойное слепое", или "двойное замаскированное" исследование - исследование, в котором
ни участники, ни персонал не знают, кто получает экспериментальное, а кто стандартное
лечение или плацебо.)
Мое личное мнение таково, что если мы хотим вырастить ребенка в наши дни, когда
учебные требования так велики и почти нет нужды в ручном труде, мы должны дать ребенку
максимум, чтобы он смог реализовать свой умственный потенциал.
Лекарственная терапия обоснованно считается наиболее эффективным методом лечения.
Никакое другое лечение не способно исправить нарушения, являющиеся следствием мозговой
дисфункции, так, как их исправляет на короткий период лекарственная терапия, тем самым
позволяя пациенту ощутить "правильную работу мозга". Это дает возможность тем, кто
занимается с ребенком, помочь ему усвоить навыки поведения и учебы, которые послужат ему
в дальнейшем. Вместе с тем, на родителей ложится ответственность найти для ребенка
другие методы лечения, если лекарственная терапия ему не подходит.
Поскольку любое лечение имеет как плюсы, так и минусы, следует просчитать выигрыш и
проигрыш в свете дальнейшего развития и будущего ребенка.
6. Домашняя обстановка и кружки
СДВ(Г) сопровождается неорганизованностью и недостатками во временных ощущениях. Поэтому
родители должны позаботиться о четкой и последовательной домашней обстановке. Необходимо
разделить "домашнее время" на короткие установленные периоды: подъем, умывание, завтрак,
обед, ужин, выполнение домашних заданий, время игр, "компьютерное" время, кружки, сон и
т.д. Следует также определить правила поведения в ситуациях, которые могут вызвать
проблемы.
Четкие рамки и правила поведения чрезвычайно необходимы для организованной деятельности
ребенка, поэтому надо строго их придерживаться.
Детям с СДВ(Г) рекомендуются занятия в спортивных секциях, что позволяет ему
выплеснуть энергию в приемлемое русло, усвоить навыки дисциплины, организованности и
настойчивости, связанные с выполнением заданий.
7. Комплексный подход
Сегодня рекомендуют предоставить ребенку комплексный подход, который включает в себя
учебную, эмоциальную, познавательную и поведенческую коррекцию, вдобавок к
физиотерапии и лекарственному лечению, - каждый метод соответственно необходимости.
Комплексный подход позволяет ребенку усвоить учебные и поведенческие навыки, которые
"обойдут" недостаток и помогут закрепить изменение на длительный период.
Комлексный подход является наиболее успешным, когда существует сотрудничество между
родителями, учителями и всеми специалистами, которые занимаются с ребенком.
Заключение:
В данной статье я хочу обратить внимание родителей на их ответственность за выявление
повторяющихся проблем у ребенка, поиск наилучшего метода лечения, привлечение наиболее
соответствующих специалистов на помощь ребенку, родительское активное участие в
лечении ребенка и сотрудничество со всеми, кто занимается с ребенком, включая школу.
Все это во имя того, чтобы снарядить ребенка "грузом удач" навстречу его взрослой
жизни. Этот груз поднимет его уверенность в себе, позволит ему реализовать свои
способности, стремиться дальше, адекватно воспринимать удачи и поражения, получать
удовлетворение от своей общественной жизни, найти способы позитивного самовыражения и
добиваться достойным путем своих целей в обществе, в котором мы живем.