Самооценка должна быть внутренней
По материалам статьи
Self Esteem Must Come From Within
Перевод - Мышь Здоровую самооценку у человека порождает только внутреннее ощущение, утверждается в американском исследовании, в ходе которого было опрошено 600 первокурсников университета штата Мичиган. Исследование опубликовано в сентябрьском номере Журнала социальных исследований (Journal of Social Issues) в 2002 году. Оно выявило, что попытки повысить или сохранить самооценку – даже путем получения хороших оценок – требуют высоких умственных и физических затрат. Эти затраты включают в себя повышенный уровень межличностного стресса и конфликтов, а также повышенный уровень употребления алкоголя и наркотиков. Исследование проводила Дженнифер Крокер (Jennifer Crocker) из Института социальных исследований Мичиганского университета, самой большой в мире исследовательской организации в этой области. Эта работа – часть серии исследований, которые Крокер проводит, изучая, как попытки повысить самооценку – главное занятие американского общества – скорее подрывают, чем повышают успешность и здоровье человека. Ее работу спонсирует Национальный институт психического здоровья. Вопреки широко распространенной вере в ценность самооценки в американской культуре, все большее число подобных исследований указывает на то, что самооценка требует больших жертв, людям становится труднее жить и работать, труднее побеждать чувство соперничества и поглощенности собственными делами, чтобы хорошо относиться к другим. «Стремление повысить самооценку в конечном итоге разрушительно для человека и может принести вред другим», - говорит Крокер. Опрашивая университетских первокурсников, Крокер обнаружила, что следствием повышения самооценки стали даже конфликты с друзьями, в том числе друзьями противоположного пола, и партнерами, увеличение числа учебных проблем, более высокий уровень потребления алкоголя и наркотиков, а также возрастание числа пищевых расстройств. Крокер и ее коллеги просили студентов заполнить анкету в начале осеннего семестра и оценить в ней свой общий уровень самооценки и степень влияния на нее семи главных оснований, на которых она строится – часть из них внешние, часть – внутренние. Эти основания – внешность, конкуренция с другими, одобрение других, поддержка семьи, добродетельность, религиозная вера и успехи в учебе. В целом, выяснилось, что большинство студентов – как и большинство американцев – оценивают себя оцень высоко. Только 4% студентов сказали, что на их самооценку не влияет ни один из перечисленных факторов, что показывает, как часто самооценка основывается на достижениях, поведении и качествах человека, а не на его непреходящей ценности как личности. Более 80% студентов, опрошенных в начале осеннего семестра, сказали, что для их чувства собственной значимости важна успеваемость, 77% указали на поддержку семьи и гордость семьи за них, 66% упомянули фактор «быть лучше других в чем-то», и 65% (среди женщин – 70%) сказали, что на их самооценку влияет то, как они выглядят. Примерно 66 процентам важно ощущать себя хорошим человеком, 40% говорили о религии, и 37% упомянули одобрение других. В конце осеннего и весеннего семестров ученые оценили социальные и учебные успехи студентов и измерили уровень их психологического здоровья (включая враждебность и гнев), и употребление алкоголя и наркотиков. Крокер контролировала уровень самооценки, соотнося его с полом, этнической принадлежностью и доходом родителей. Она обнаружила, что студенты, чья самооценка основывается на таких внешних факторах, как внешность, превосходство над другими или одобрение других людей, даже их семей, проявили больший уровень стресса и злости, они более склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, у них чаще встречаются пищевые расстройства. Выяснился также удивительный факт: студенты, чья самооценка зависит от их учебных достижений, более часто сообщали о конфликтах с профессорами и их ассистентами, чем студенты, которые низко оценивают роль учебы в качестве источника самооценки. Более того, Крокер выяснила, что хотя эти студенты проявляют больше мотивации и отводят учебе больше часов в день, их оценки не лучше, чем у других. «Мое исследование показывает, что когда самооценка человека строится не на том, что он человек и уже этим ценен, а на чем-то другом, это не очень хорошо, даже если источником самооценки становится что-то заслуживающее похвалы, например, желание получать хорошие оценки», - говорит она. |