Кто-то хочет вам помочь
Автор - Мышь
С конца августа 2005 года на разных родительских форумах Рунета появляются однотипные ответы на родительские просьбы о помощи. Я видела их у нас на сайте, на 03.ру и на 7е.ру. Возможно, есть где-то еще. Подписывались "Лена-IEC ", "Маша-IEC ", Юлия Пенкина, Лена Савочкина, Ольга Михалева, Мария Новикова и т.п. Все эти люди шлют письма с одного IP-адреса. Некоторые мамы с нашего форума уже писали им (прежде чем мы успели выявить и удалить сообщения как носящие коммерческий характер) и даже получили ответ. Что же это за люди, желающие помочь нам и нашим детям? 1. Переписка. Стандартный ответ на форуме выглядит так: Возможно (очевидно, скорей всего) у вашего мальчика (девочки)… дальше следует диагноз (цитирую из конференции "Ребенок от 7 до 12 лет" на 7е.ру: "Ваш ребенок не может формально осваивать новые способы деятельности, которые предлагаются в школе. Ему необходимо делать это с состоянием интереса, как раньше в "детстве". "У вашего мальчика развивающийся крисис поведения - он начинается в начальной школе. Ведь когда малыш приходит в школу там есть внешние требования, и внутренний мир ребёнка их не принимает, эти два мира не согласуются, поэтому он и уходит в себя". "Единственный путь, который может помочь вашему ребенку - это научить его писать со смыслом, с интересом. Тупая автоматизация усугубляет дело". А вот это уже из личной переписки: "У вашего мальчика стихийно сформировалось самодостаточность, т.е. стереотипные ассоциативные связи. Простаивание системы ассоциаций закономерно является для него основным источником питания коры головного мозга". Ну что сказать в этой части? Что учиться лучше с интересом, чем без интереса, это и так ясно. Что к требованиям школы привыкнуть трудно, это тоже не бином Ньютона. А вот "простаивание системы ассоциаций", закономерно являющееся "основным источником питания коры головного мозга" – это, извините, как ни крути, полная чушь, набор слов, предназначенный исключительно для запутывания и внушения священного ужаса. После чего маме говорят: мы давно работаем со школьниками (мы длительное время работаем со школьниками; мы длительное время профессионально сопровождаем родителей по возникающим проблемам формирования и развития ребенка). Мы можем помочь, знаем, как, у нас есть методики и развивающие игры, пришлите подробности по электронной почте или пройдите тестирование на нашем сайте www.iechrd.ru . Адрес я указываю специально, чтобы вы сами посмотрели на материалы сайта трезвым взором и поняли: хотите вы такой помощи ребенку или нет. (Сайт принадлежит организации, которая называется "Инновационный образовательный центр". В разделе "о нас" есть уточнение: это "благотворительный инвестиционный фонд". Занимается инновационными, опять-таки, проектами – в образовании и в бизнесе. На сайте можно найти только списки "инновационных бизнес-мероприятий" – главным образом, выставок, ярмарок или форумов; есть слова о том, что готовят детей экстерном по всей школьной программе, а также о создании "системы развития человеческих ресурсов", в которую входит МЭИ и другие учебные заведения, в том числе 20 школ. Что делает центр в школах – остается догадываться. Адреса центра, контактных телефонов нет, как нет и имен людей, в нем работающих, ничего не сказано об их опыте, образовании и т. п.). Возвращаемся к переписке родителя и консультанта. Если мама пишет ему (через сайт или лично) что-то об особенностях своего ребенка, она получает еще одну порцию умозаключений, похожих на приведенные выше, и предложение явиться на консультацию за 500 рублей. Домашнюю, обратите внимание. 2. Теоретическое обоснование Если пойти на сайт, там и в самом деле можно обнаружить много интересного. Авторы убеждают, что представляют собой отечественную психологическую школу. Однако если вчитаться – то видно, что представляют они нечто совсем другое. Разделы сайта о разных возрастных периодах, похоже, специально написаны в духе "простаивания системы ассоциаций". Беру цитаты наугад: "Как отмечалось в разделе "Кризис поведения" это оперирование понятиями физиологически необходимо для развития ассоциативных форм нейродинамики и индивидуально-личностных форм психоструктурного проживания. Ориентация на понятия делает ребенка открытым к культуре, порождает у него состояние интереса, вдохновения в овладении ею". "У ребенка слиты внешняя деятельность и мышление. Он ведет себя, так как он мыслит. И потому, он непосредственен в своем поведении, он в своем внешнем поведении такой же, как и внутри. Эта непосредственность крайне важна для развития временных энергетических связей коры головного мозга, индивидуальных образов, для их ассоциирования, для непосредственного насыщения и индивидуального проживания подобных ассоциаций, что дифференцирует и интегрирует развивающиеся психоструктурные процессы и т.д." Замечу от себя: признак хорошего профессионала – умение просто объяснить клиенту сложное. Если профессионал намеренно говорит с клиентом нарочито усложненным языком – стоит задаться вопросом, для чего это делается. Раздел "Библиотека". Очень хорошо. Именно по подбору литературы можно понять, что люди, работающие с вашим ребенком, считают важным для чтения. Набор довольно интересный: Белинский, Добролюбов, ряд авторов, пишущих о работе со слепоглухонымыми детьми – и наконец, главная достопримечательность: В. Я. Матвиевский. С его трудами искренне рекомендую ознакомиться, впечатление получите незабываемое. Судя по содержанию сайта, Матвиевский – идеолог и основоположник "Инновационного образовательного центра". Особо рекомендую заметить, что труды эти не изданы где-нибудь в научном учреждении, занимающемся педагогикой, коррекционной педагогикой, возрастной психологией и т.п., а зарегистрированы в Российском авторском обществе как предмет интеллектуальной собственности. Из трудов приведу несколько цитат, этого хватит. Первая (это из теоретической части): "Инновационными действия становятся потому, что сам вектор реальности может раскрываться только как узловая линия мер квантово-энергетического содержания, данного в овнешненных формах, но именно овнешненные формы этой узловой линии и догматизируются, оформляются институтами, становятся правилами этих институтов. Таким образом, институциональные формы всегда выступают условиями, противоречащими основе, их порождающей. Необходимы герои человеческого духа, мировоззренческие и нравственные лидеры, чтобы вновь и вновь выдерживать противостояние реальности, сохранять основу разумного понятийно-диалектического состояния во всемирно-исторической эволюции". (Примерно таким языком в начале перестройки писались диссертации на бывших кафедрах марксистской философии в провинциальных технических вузах. Там очень любили слова вроде "социокультурный", "понятийно-диалектический" и "всемирно-исторический"). Вторая: "Родовая воля – это понятийно-мыслящая воля, это экстерокинестетическое (мышечное) напряжение, пронизанное разумным стремлением к актуализации объективной закономерности. Такая воля отдельного человека является в то же время всеобщей, родовой волей. Поддерживаемое родовой волей интеро- и экстерокинестетическое напряжение обостряет в проприорецепторике практическое чувство, стремление, страсть к овладению закономерностью, предвкушение счастья такого овладения". Третья цитата (это характеристика того, чем организация занимается – инновационного коучинга): "Суть инновационного коучинга и заключается в постановке понятийно-диалектического состояния целевого партнера как воплощения квантово-энергетического вектора всемирно-исторической эволюции". 3. Работа с ребенком Как же организация занимается этим коучингом? А на сайте есть примеры. Чтобы ребенку стало интересно учиться, он должен встать на "родовую точку зрения": "Если стоять на родовой точке зрения, тогда речь идет не о формальном изучении цифр и законов их абстрактного соотношения, представления пространства как протяженности, а о познании, раскрытии, овладении бесконечно изменяющимся мерным процессом представшим каждый раз в особенной форме". Вот как дитя должно погружаться в стихию "мерности" – главного понятия при изучении математики: "Я исхожу из понятия пространства как универсального, энергетического, квантового, бесконечного меняющегося… настраиваю свои сухожилия в унисон постоянно становящемуся движению мира… - МЕРНОСТЬ (родовая рефлексия) И при просмотре видеоролика я буду стараться цепторно улавливать, погружаться в пластичное, изменяющееся пространство и внимать я буду, как оно себя раскрывает как через постоянное изменение, сбрасывание, овнешненных форм является его энергетическая сущность…" (http://www.iechrd.ru/learn_css2/exes2_3.htm) А вот как с агрессивным ребенком, слишком сильно привязанным к компьютерным играм, работает представитель центра: "Мария Евгеньевна: "Давид, не надо… Хочешь я нарисую что с тобой сейчас происходит…" [Я быстро взяла листок, ручку и начала проговаривать]. "Это твоя голова, руки, ноги… подписываем ДАВИД. В коре головного мозга есть слои клеток… внизу находятся толстые, прочные… а на верху очень тонкие и чувствительные клетки. У тебя в голове образуется индивидуальный образ, локализуется энергетика, появляется "таракан", и тогда другие клетки перестают питаться, возникает индуктивное торможение… А каждая клетка в свою очередь связана через нервную систему с клетками всего тела… начинает страдать весь организм. Этот процесс у тебя запускается, когда ты не знаешь чем тебе заняться, когда не с кем общаться… [Чтобы усилить состояние иррадиации необходимо кинестетически проживать весь физиологический процесс, показывать руками этапы прохождения энергетики в теле]". На сайте есть и другие примеры, еще более дикие. Терминология такая: родовая воля, родовая рефлексия, погружение в пластичное пространство, энергетическая сущность, энергетика, состояние иррадиации (то есть сияния, излучения)… На мой взгляд, это чистое шаманство, не имеющее ровно никакого отношения к "отечественной психологической школе". Можно, конечно, отнести материалы на экспертизу педагогам и психологам, если это для кого-то важно. А кому-то, может быть, и такой глубины погружения в пучины всемирно-исторической эволюции будет достаточно, чтобы не торопиться получить консультацию в Инновационно-образовательном центре. А уж методы работы центра – втереться в доверие родителям на чужом форуме и позвать к себе на платную консультацию – даже и характеризовать не хочется. Честный спам, порядочный уличный маркетинг и добросовестные свидетели Иеговы, тарабанящие в вашу дверь, все-таки делают это в открытую. Дорогие мамы и папы! Еще раз всех прошу: прежде чем начать описывать проблемы своего ребенка первому встречному в Интернете, подумайте десять раз. А если уж собираетесь доверять какому-то сайту, онлайновому консультанту и т.п. – походите, почитайте сначала статьи и ответы, подумайте над ними, пособирайте информацию, вдумайтесь в смысл формулировок, которыми вас оглушают. И не кидайтесь сразу заполнять форму опросника, рассказывая неизвестно кому о том, что у вас болит. |