Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения
Олег Сергеевич Заюнчковский
(Статья публикуется с разрешения автора) Материалы III Национальной конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед человеком новые проблемы. Неблагополучные социально-экономические и экологические факторы приводят к ухудшению здоровья и сильнее всего оказывают влияние на детей. Последние исследования показывают, что более 90% детей имеют отклонения в психическом и физическом развитии. За время обучения в школе почти в 4 раза увеличивается количество психопатологических состояний. По данным Министерства Обороны Российской Федерации к моменту окончания школы лишь один из десяти подростков может удовлетворять требованиям к здоровью для прохождения воинской службы. И проблема не только в адаптивных возможностях организма ребенка. Здоровье подрастающего поколения во многом определяется существующей системой образования и так называемым «школьным фактором». Многие дети приступают к обучению в общеобразовательных учреждениях, будучи функционально незрелыми. Это негативно сказывается на результатах обучения и, как правило, является причиной школьной (а в последствии и социальной) дезадаптации. Краеугольным камнем в формировании здоровой психической деятельности ребенка и его успешного обучения является волевой компонент деятельности, произвольность Высших Психических Функций. Современные научные представления о феномене Высших психических функций (далее ВПФ) являются основой понимания динамики развития и структуры личности. ВПФ рассматриваются в контексте интеллектуального, эмоционального и волевого развития, что определяет социальное развитие индивида, формирование системы отношений с людьми, взаимодействия с окружающей действительностью. Каждый из элементов критически важен для функционирования здоровой личности, и дезинтеграция одного из них неизменно ведет к нарушению адекватной психической активности личности, нарушению адаптации и развития в социальной среде. Развитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер ребенка не идет обособленно и, при свойственной им гетерохронии, являются взаимообусловленными и взаимосвязанными. В связи с высокой степенью взаимозависимости сфер психики, любое нарушение в развитии одной из них непосредственным образом сказывается на развитии двух других, при этом произвольность психической активности рассматривается как модулирующая все развитие, и ее вполне допустимо поставить на первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер ребенка. Нарушения произвольности внимания, как динамической характеристики психических процессов, и волевого компонента деятельности в школе наиболее ярко заметны в младших классах, когда ребенок только начинает овладевать своей деятельностью, учится ставить цели и управлять своей деятельностью в стремлении к их достижению. Дети сразу привлекают внимание педагогов своей импульсивностью, невнимательностью, или же наоборот отрешенностью и неготовностью к выполнению поставленных педагогом задач, часто они выделяются на фоне своих сверстников трудностями в обучении и воспитании. На своевременность и динамику развития произвольности Высших Психических Функций могут влиять как стрессовые ситуации, так и индивидуальные особенности ребенка, часто у детей диагностируется Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью. Говоря о нарушении волевого компонента деятельности, стоит заострить внимание именно на этом синдроме. Ведь если проблемы в процессе развития произвольности, вызванные стрессовой ситуацией начала обучения, являются временными, то вовремя не проведенная диагностика и коррекция нарушений произвольности при синдроме дефицита внимания может привести к полному выпадению ребенка из учебного процесса, нарушению социализации, стойким нарушениям формирования личности. В последнее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью все больше начал привлекать внимание специалистов. Ряд проведенных исследований показал вариабельность данных по его распространенности. В США гиперактивных детей 4-20%, в Великобритании 1-3%, в Италии 3-10%, в Китае 1-13%, Австралии 7-10% (А.Л. Сиротюк, 2002). Многие исследования говорят о наличии гендерных различий. Так среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек (Заваденко Н.Н., 1999). М. Пассольт (2004) указывает на различия в 4-5 раз. А.Л. Сиротюк, не отрицая гендерной зависимости, говорит, что девочкам свойственна другая, особая, форма синдрома без гиперактивности (А.Л. Сиротюк, 2002). А по данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (2001), полученным в ходе исследований 5300 детей старшей и подготовительной группы детских садов в 1997-1999 гг., распространенность синдрома составляет 20%, и различий по частоте заболеваний среди мальчиков и девочек не наблюдается вовсе. По результатам некоторых последних работ, частота проявлений синдрома СДВГ растет с каждым годом. Такого мнения придерживается доктор медицинских наук Ю. Шевченко (2002). «Если в прошлые годы таких детей, ни на секунду не сидящих на месте было один-два, то сейчас их насчитывают десятки», – говорит он. Но есть основания полагать, что процент детей с СДВГ достаточно стабилен. Доктор медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии Российского государственного медицинского университета Н.Н. Заваденко склонен связывать тенденцию роста данных по частоте проявлений СДВГ с улучшением диагностики, и называет цифру в 5-7% от общего числа детей (в зависимости от популяции) (Статья еженедельника "Школьный психолог" N 04/2000). Можно с уверенностью говорить, что нарушение произвольности, свойственное детям младшего школьного возраста, часто связано именно с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Одним из важнейших вопросов в изучении проблемы СДВГ и нарушений произвольной деятельности является вопрос диагностики. Необходима комплексная работа и участие различных специалистов: неврологов, педагогов и, конечно, психологов. Очень большое значение имеет выбор средств, методов и момента начала коррекционного процесса. Одним из новых методов диагностики и коррекции произвольности высших психических функций стал метод биологической обратной связи. Биологическая Обратная Связь (БОС) (biofeedback – англ.) – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений. Данный метод базируется на современных представлениях о функционировании мозга. Суть метода заключается в том, что пациент, получая информацию о рабочей динамике какой-либо физиологической системы, реализующей протекание тренируемой функции, обучается контролировать не только свое психофизиологическое состояние, но и произвольно управлять функционированием данной системы. В контексте терапии методом БОС патология рассматривается как нарушение в структуре управления функциональной системы какого-либо психофизиологического процесса. И независимо от причины возникшего нарушения протекания процесса позволяет внести элемент произвольного контроля над ним. Метод возник в 50-х годах 20-го столетия в США и ознаменовался рядом исследований в сфере психофизиологических реакций человека. Данные исследования проводились по инициативе вооруженных сил и были направлены на повышение возможностей человека. В 70-90 годы общественный интерес в США к биологической обратной связи был крайне высок, ведь биологическая обратная связь аппаратным методом позволяла учиться оказывать влияние на свои физиологические реакции, которые не подвластны произвольному контролю или нарушены в результате заболевания или травмы. Биологическая обратная связь прочно заняла свое место в современной психотерапии и коррекции. Это не только метод, но и эффективный концептуальный подход к произвольной регуляции состояний и функций организма человека. Фактически, Биологическая Обратная Связь является дополнительным элементом между телом и мозгом человека. Новая «петля» Обратной Связи, дополняющая основную «петлю» между телом и мозгом человека. Во время коррекции методом Биологической Обратной Связи человеку с помощью специальных технических устройств визуализируется непосредственное состояние той или иной функции его организма. При этом многочисленные исследования показывают, что человек учится этими функциями управлять, тогда как в обычных условиях управление ими недоступно. К таким функциям можно отнести частоту сердечных сокращений, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи, амплитуды и частоты ритмов ЭЭГ, ЭМГ непроизвольных мышц черепа и другие. Для коррекции произвольности высших психических функций в рамках образовательного учреждения могут использоваться компактные приборы, позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений ребенка. Подобный прибор закрепляется на пальце испытуемого и, будучи подключенным к компьютеру с необходимым программным обеспечением, визуализирует на экране монитора частоту сердечных сокращений, одного из основных индикаторов психомоторного возбуждения. Мотивацией к регуляции возбуждения является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры. Ребенок внутренними механизмами учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием, ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности. Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком по методу биологической обратной связи наблюдается на 8-10 занятие продолжительностью 30-40 минут на протяжении 10-14 дней. За это время ребенок, как правило, достигает высоких результатов в игре и показывает возросшие результаты при комплексном психологическом тестировании, направленном на диагностику произвольности ВПФ. Научные достижения в сочетании с возможностями современных образовательных учреждений предоставляют широкие возможности психологу и педагогу в помощи детям с нарушением произвольного компонента деятельности. При помощи Биологической Обратной Связи компьютерные классы могут стать не только местом получения знаний, но и местом, где ребенок будет учиться ставить цели и решать задачи, совершенствовать свою деятельность и повышать общую учебную успеваемость. |