Наши невнимательные гиперактивные дети

Статьи

Ссылки

Адреса

Консультации специалистов

Форум

Родительская организация «Импульс»

О нас

Почтовый ящик по вопросам работы сайта

Rambler's Top100



Права СДВГ-детей и их родителей

Важно! Обращение администрации сайта к посетителям.

Россия
США
Израиль
Италия


Россия

Методические рекомендации "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье"
(утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 г. N 01-19/31-17)

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_58389.html

Приложение 13
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Дети, относящиеся к этой группе, отличаются таким разнообразием поведенческих черт, что очень часто сложности их воспитания закрывают собой характерные для них трудности познавательной деятельности. Как правило, трудности обнаруживаются лишь в момент систематического обучения

В 1980 году в третьем издании Американской психиатрической ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений" был впервые представлен термин "attention deficit" (дефицит внимания). В настоящее время применяется термин "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ (Attention Deficit Hyperactivity Desorder - ADHD).

Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания, усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы. Помимо повышенной активности, отмечается также невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость и плохая успеваемость в школе. В дошкольном возрасте с этими детьми трудно справиться, они агрессивны, постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Причем период негативизма может продолжаться довольно долго. Эти дети во время игры не могут сосредоточиться, предпочитают разрушительные игры. Третьим из главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность.

Поведение этих детей не соответствует возрастной норме, и в обычной школе они отстают от сверстников, поскольку повышенная активность ребенка, неспособность сосредоточиться на чем-либо и нарушения восприятия образуют основу выраженной лабильности в общении и при наличии, как правило, нормальных способностей они отстают в учебе. Единые школьные программы для всех и нагрузки, посильные для здоровых детей, оказываются чрезмерными для детей с подобными отклонениями в поведении, что приводит детей с резидуальными процессами к синдрому стойкой школьной неуспеваемости, они трудно адаптируются в окружающей их среде и составляют для врачей и педагогов группу риска. Следствием таких нарушений является социальная дезадаптация ребенка в обществе. Наличие специально ориентированных школ, где детям могла быть оказана соответствующая медицинская, психологическая, логопедическая, педагогическая помощь, и обязательные поэтапные скрининг-программы в период обучения позволят воздействовать на таких детей комплексно.

Во многих странах профилактику синдрома дефицита внимания с гиперактивностью рассматривают как эффективную профилактику подростковой преступности и правонарушений. Но система профилактики должна быть адресной, необходимо как можно раньше, до того как они создадут себе репутацию неугомонных и никчемных, выявить этих детей и целенаправленно проводить среди них лечебно-профилактические мероприятия.

Приложение 14
Оценочная шкала (вопросник) для родителей по выявлению детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие особенности, наблюдались ли они более 6 месяцев:

1.  суетливые движения руками и ногами, или сидя на
    стуле  извивается  (у  подростков  может   быть
    субъективное чувство нетерпеливости).                     1-да  0-нет

2.  с трудом остается на стуле при  выполнении  ка-
    ких-либо заданий.                                         1-да  0-нет

3.  легко отвлекается на посторонние стимулы.                 1-да  0-нет

4.  с трудом ожидает очереди для вступления в игру.           1-да  0-нет

5.  отвечает  на  вопросы не подумав и раньше,  чем
    вопрос будет закончен.                                    1-да  0-нет

6.  с трудом исполняет инструкции других.                     1-да  0-нет

7.  с трудом удерживает внимание при выполнении за-
    даний или в игровых ситуациях.                            1-да  0-нет

8.  часто  переключается  от  одного незаконченного
    дела к другому.                                           1-да  0-нет

9.  во время игр  беспокоен.                                  1-да  0-нет

10. часто чрезмерно разговорчив.                              1-да  0-нет

11. в разговоре часто  прерывает,  навязывает  свое
    мнение,  в  детских  играх часто является  "ми-
    шенью"                                                    1-да  0-нет

12. часто кажется,  что не слышит,  что сказано ЕМУ
    или ЕЙ.                                                   1-да  0-нет

13. часто теряет  предметы и вещи,  необходимые для
    работы дома или в классе  (игрушки,  карандаши,
    книги и др.).                                             1-да  0-нет

14. игнорирует физическую   опасность  и  возможные
    последствия  (например бежит по улице "без  ог-
    лядки").                                                  1-да  0-нет

Приложение 15
Оценочная шкала (вопросник) для учителя по выявлению детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

      ФИО __________ школа _____________ класс _____________________
      Возраст ______ дата ______________ учитель ___________________

/-----------------------+-----------------------------------------------\
|    Признаки           |              Выраженность   признака          |
|                       +-----------+-----------------------------------+
|                       |Отсутствует|             Присутствует          |
|                       |           +-----------+-----------+-----------+
|                       |           |в незначит.|в умеренн. |в выраженн.|
|                       |           |степени (1)|степени (2)|степени (3)|
+-----------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|1. беспокоен, извивает-|           |           |           |           |
|ся, "как уж"           |           |           |           |           |
|2. беспокоен, не  может|           |           |           |           |
|оставаться   на   одном|           |           |           |           |
|месте                  |           |           |           |           |
|3. требования   ребенка|           |           |           |           |
|должны выполняться  не-|           |           |           |           |
|медленно               |           |           |           |           |
|4. задевает (беспокоит)|           |           |           |           |
|других детей           |           |           |           |           |
|5. возбудимый,  импуль-|           |           |           |           |
|сивный                 |           |           |           |           |
|6.  легко  отвлекается,|           |           |           |           |
|удерживает внимание  на|           |           |           |           |
|короткий     промежуток|           |           |           |           |
|времени                |           |           |           |           |
|7. не заканчивает рабо-|           |           |           |           |
|ту, которую начинает   |           |           |           |           |
|8.  поведение   ребенка|           |           |           |           |
|требует     повышенного|           |           |           |           |
|внимания учителя       |           |           |           |           |
|9. не учится (не стара-|           |           |           |           |
|ется учиться)          |           |           |           |           |
|10. легко расстраивает-|           |           |           |           |
|ся (плаксив)           |           |           |           |           |
\-----------------------+-----------+-----------+-----------+-----------/

Приложение 16
Основные медико-профилактические мероприятия для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В зависимости от степени выраженности дети с нарушением внимания и гиперактивностью могут учиться в открытом учреждении в общем для всех классе, но по своей собственной программе, которая предусматривает их постоянный контакт с учителем (их рекомендуется усаживать рядом с учителем).

Для обучения детей с данным синдромом необходима организация специальных учебных помещений, побуждающих ребенка к исследовательскому поведению. В классе должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и т.п.), желательно изолировать классы от внешних звуковых раздражителей, ученики должны сидеть отдельно и на значительном расстоянии друг от друга; учащихся с более выраженной активностью следует усаживать за передние парты, чтобы исключить влияние на них других учеников.

В школах для гиперактивных детей занятия в классе проводятся по специальной программе (изменена методика подачи материала, но объем его остается в тех же пределах).

Продолжительность урока сокращается до 30-35 минут.

В перерыве дети занимаются легкими физическими упражнениями и аутотреннингом.

Количество учеников в классе не должно превышать 8-10-15 чел. в зависимости от профессиональной подготовки учителя.

Эффективность работы с детьми с СДВГ и их семьями.

Обстановка дома должна быть, насколько это возможно, спокойной, с отсутствием раздражителей и предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка. Желательно, чтобы у него была отдельная комната с преобладанием спокойных цветов в окраске стен и окружающих предметов. Ребенка следует приучить к строго определенному режиму: он должен ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Также в режиме следует строго выделять часы для игр, просмотра телепередач, выполнения домашних заданий и т.д. Уже одно соблюдение этих рекомендаций может оказать на гиперактивного ребенка благоприятное влияние.

Эффективной оказывается организация и терапевтической, психотерапевтической помощи семье. При этом она оказывается поэтапно:
1. индивидуальная и совместная терапия родителей
2. семейная терапия
3. обучение родителей
4. индивидуальная и групповая терапия детей
5. индивидуальная и групповая развивающая психотерапия для детей
6. групповая терапия для родителей.

Заместитель Председателя Госкомсанэпиднадзора России
Г.Г.Онищенко


США

http://www.chadd.org
Your Legal Rights



Израиль

Комплекс медицинских услуг в области детского развития ("итпатхут а-елед"), предусмотренных рамками обязательной медицинской страховки, - "корзина здоровья" ("саль а-бриют")
Возраст: от рождения до 18 лет.

    А. Предусмотренные услуги:
  1. Диагностика и лечение детей в возрасте до 9 лет коллективом специалистов, в который входят: врач-специалист в области детской неврологии или детский врач с опытом в области детского развития, психолог, физиотерапевт, социальный работник, специалист по коммуникациям ("клинаи тикшорет"), трудотерапевт ("мерапе бе-исук").
  2. Многопрофильное лечение детей в возрасте до 6 лет, страдающих СДВГ ("афраот кешев ве-дибур"), или с трудностями обучения ("лакуей лемида").
    Б. Диагностика и лечение проводятся в признанном Минздравом институте детского развития ("махон ле-итпатхут а-елед") или лечебном отделении детского развития ("яхида итпатхутит типулит"), или специалистом, который имеет специальное разрешение Минздрава и как минимум 2-летний опыт работы в институте детского развития и работает в соответствии с лечебной программой института.
    Время ожидания диагностики детей до 3 лет не должно превысить 2 месяца, детей старше 3 лет – 3 месяца. Время ожидания начала лечения (после диагностики) – по усмотрению специалиста.
    В. Количество лечебных занятий:
    Лечебная программа устанавливается специалистом от больничной кассы.
  1. В возрасте до 3 лет – количество занятий по необходимости, в соответствии с решением специалиста.
  2. В возрасте 3-6 лет – до 27 занятий в год по каждому профилю из перечисленных выше в пункте А-1, при условии, что число занятий не превысит 54 занятия в год по всем профилям, вместе взятым.
  3. В возрасте 6-9 лет – до 9 занятий по следующим профилям: физиотерапия, трудотерапия ("рипуй бе-исук") и нарушения коммуникаций ("афраот бе-тикшорет"), при условии, что число занятий не превысит 18 занятий в год по всем профилям, вместе взятым.
    Г. Доля личного участия пациента ("иштатфут ацмит") в оплате медицинских услуг
  1. До 3 лет услуги полностью оплачиваются больничной кассой, при условии, что направление на лечение получено от больничной кассы.
  2. В возрасте 3-9 лет существует доля личного участия в оплате парамедицинских услуг, перечисленных в пункте А-1.

Подробнее:
http://makom-m.cet.ac.il/pages/item.asp?s=2&id=-1&defid=-1&page=2&item=1492

Специальное образование
Описание права
В отношении детей с особыми образовательными потребностями Минпрос проводит следующую политику: прежде всего, возможность их интеграции в рамках обычной образовательной системы. На основе этой политики существует программа интеграции, дающая поддержку и помощь ученикам с особыми образовательными потребностями в обычных классах.

Возраст: от 3 лет до 21 года

Процедура подачи прошения
Брошюру с подробной информацией "Объяснения для родителей детей, направленных на распределительную комиссию" можно получить в учебных учреждениях, в органах местной власти или по открытой линии для обращений учащихся. Можно также обратиться в отдел специального образования.
Телефон: 03-6896102

Распределительная комиссия ("ваадат асама")
Иногда трудности ученика вызывают необходимость подумать о специальном образовании. Направление ученика на распределительную комиссию является частью длительного процесса помощи ученику в рамках учебного учреждения при сотрудничестве родителей.
Распределительная комиссия является для родителей тем профессиональным представителем, перед которым можно высказать сомнения и вопросы во всем, что касается права ребенка на специальное образование ("хинух меюхад") и на наиболее подходящую ему образовательную среду ("мисгерет хинух"). Распределительная комиссия устанавливает тип образовательного учреждения, в котором будет учиться ребенок. Направление ("шибуц") ученика в подходящее учреждение производится местными властями в соответствии с решением распределительной комиссии.
Как учебное учреждение может направить ученика на распределительную комиссию, так и сами родители могут обратиться туда. Распределительные комиссии работают весь год до 15 июня.

Подробнее:
http://makom-m.cet.ac.il/pages/item.asp?s=2&id=-1&defid=-1&page=2&item=1223

Особые условия сдачи экзаменов на аттестат зрелости ("бхинот багрут")
Министерством просвещения Израиля разрешены некоторые особые условия (т.н. соответствия - "ат'амот") сдачи экзаменов на аттестат зрелости учениками с трудностями обучения, в соответствии с конкретными проблемами данного ученика.

Особые условия Описание трудности
Увеличение времени письменного экзамена максимум на 25% Медленное чтение/письмо, множество ошибок при письме
Игнорирование письменных ошибок
Переписывание экзамена другим человеком Плохой почерк
Зачитывание экзаменационного опросника нейтральным человеком, на английском языке – прослушивание опросника по кассете Очень медленное чтение или чтение с ошибками
На английском языке – запись ответов ученика на кассету Трудности в процессе письма
Возможность увеличить шрифты текста опросника Трудности в процессе чтения
Расширенный список формул Трудности в запоминании информации и ее извлечении из памяти
Использование электронного словаря Трудности в использовании словаря
Диктовка ответов нейтральному человеку • Значительная разница между умением излагать информацию устно и письменно
• Абсолютно нечитабельный почерк
Замена экзамена по математике экзаменом по другому точному предмету (биология, химия, физика) на уровне 2 или 3 учебных единиц Особо тяжелые проблемы в области математики
Школьный экзамен Специфические трудности, из-за которых невозможно ответить на части экзамена:
•  Нарушения речи, которые отрицательно сказываются на способности анализировать строение предложения или глаголы на иврите или на иностранном языке
•  Визуально-пространственно-двигательное нарушение, которое не позволяет справиться с чертежами, графиками и т.п.
Школьный экзамен предназначен только для таких предметов, как язык, математика и английский язык.
Устный экзамен •  Трудности в чтении и письме
•  Значительная разница между умением устно и письменно излагать информацию и неспособность справиться с диктовкой другому человеку
•  Неумение справиться с техническим проблемами записи ответов на кассету

Подробнее:
http://www.my-pc.co.il/ne/article17.asp

Дополнительные льготные единицы подоходного налога
Родителям детей, страдающих СДВГ или трудностями обучения в тяжелой форме, полагается возврат подоходного налога ("мас ахнаса") в размере двух льготных единиц ("некудот зикуй") за год. Под "тяжелой формой" подразумеваются случаи, когда СДВГ приводит к отставанию в развитии ребенка по сравнению со сверстниками. При этом необходимым условием получения льготы является обучение ребенка в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении ("хинух меюхад"): в специальном детском саду, в спецклассе обычной школы или в спецшколе.

    Необходимые документы:
  1. Бланк номер 127 (медицинское свидетельство), который должен заполнить врач-специалист (невропатолог или психиатр).
  2. Наемные работники ("схирим") должны также подать бланк номер 116-алеф - "Бланк на налоговые льготы из-за недееспособного родственника".
  3. Письмо распределительной комиссии ("ваадат асама") и справка об обучении ребенка в специальном учебном учреждении ("хинух меюхад").

Бланки можно отпечатать с сайта отдела подоходного налога:
http://www.mof.gov.il/itc/

Можно подать просьбу на возврат подоходного налога ретроактивно за 6 лет.

Подробнее:
http://makom-m.cet.ac.il/pages/item.asp?s=2&id=202&defid=-1&page=2&item=227

Информация для родителей, дети которых получили направление на комиссию по распределению
http://207.232.9.131/kav_patuach/download/rusit.pdf
Представленная в брошюре информация предназначена для родителей и дает им представление о порядке распределения учащихся по учебным заведениям специального образования.



Италия

При каждой провинции организован CEPSIA – центр, в котором работают невропсихиатры, психологи, логопеды. Такие центры работают с детьми с различными трудностями, в том числе и СДВГ. Услуги таких центров бесплатны.

Что касается школы и детского сада (scuola materna), в Италии все дети, за исключением очень серьезных патологий, ходят в обыкновенную школу и сад. Если у ребенка есть очень серьезные проблемы в поведении, можно обратиться в commune (исполком) с просьбой дать ребенку ассистента в детском саду, который бы помогал воспитателю присматривать за ребенком. Такая просьба должна быть подтвержденна указанием врача, им может быть психиатр ребенка при CEPSIA . Работа такого ассистента оплачивается государством.

В школе к детям с СДВГ, если у них есть трудности в учебе и поведении, как правило, приставляют дополнительного учителя, который в Италии называется insegnante di sostegno. Эти учителя работают с ребенком дополнительно, государство предоставляет им специализированный обучающий материал в зависимости от диагноза ребенка. Работа такого учителя оплачивается государством.


Если у вас есть замечания или информация, оставьте сообщение в форуме.

Hosted by uCoz