А кто его знает, зачем он моргает?

Заведующий Центром нейротерапии Института мозга человека РАН, доктор медицинских наук, врач-невролог высшей категории, психотерапевт Л.С. Чутко (Санкт-Петербург)

(Специально для сайта Наши невнимательные гиперактивные дети)



Частой причиной обращения к детскому неврологу и психотерапевту являются тики (тикозные гиперкинезы), которые представляют собой внезапные, непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся движения. Они обычно возникают в возрасте 5-8 лет, и в 4-6 pаз чаще тики встречаются у мальчиков чем у девочек.

В происхождении тиков играют роль генетические и иммунные механизмы, патология периода беременности и родов, а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

Психологические факторы (неблагоприятная семейная обстановка, разлука с одним из родителей в результате распада семьи, плохие отношения в детском коллективе) играют роль провоцирующего или усиливающего фактора. У некоторых детей заболевание появляется после первых дней занятий в школе, на фоне школьного адаптационного стресса ("тики первого сентября"). Среди других стрессовых ситуаций часто встречаются разлука с одним из родителей в результате распада семьи, эпизоды внезапного испуга. У некоторых детей тики возникают после длительной умственной перегрузки, которую можно рассматривать как хронический стрессовый фактор.

Отличительной чертой тиков является их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием во­ли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции приносит моментальное облегчение. Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов – тревоги, страха, смущения.

Тики могут быть двигательные (моторные) и голосовые (вокальные). Двигательные тики напоминают целенаправленное движение; наиболее частые из них – это моргание, нахмуривание бровей. Реже встречаются повороты головой или откидывание головы назад (вспомните штабс-капитана Овечкина в исполнении Армена Джигарханяна из фильма «Новые приключения неуловимых» или Лелика из «Бриллиантовой руки» в исполнении Андрея Миронова). Вокальные тики проявляются выкрикиванием бессмысленных звуков или слов. В тяжелых случаях вокальные тики могут проявляться в виде копролалии (произнесение агрессивных, оскорбительных или социально неадекватных слов или фраз).

Сочетание двигательных и вокальных тиков называется синдром Туретта. Известно, что похожие проявления отмечались у Моцарта.

Течение тиков носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул. Некоторые пациенты отмечают сезонные колебания интенсивности симптомов.

Примерно в половине случаев у детей с тиками отмечаются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). А тики отмечаются примерно у каждого третьего ребенка с СДВГ. У этих заболеваний много общих звеньев патогенеза. Тики чаще отмечаются в случаях преобладания гиперактивности и импульсивности (а не невнимательности). Обычно проявления СДВГ отмечаются раньше, а тики присоединяются позднее. Частыми спутниками тиков являются дисграфия и дислексия. Кроме этого у детей с тиками нередко отмечаются различные обсессии – навязчивые движения, мысли, желания.

Лечением детей с тиками занимаются детские неврологи и психотерапевты. Лучше всего обратиться в специализированный центр, где есть неврологи, психотерапевты, психологи. Перед началом лечения лучше сделать электроэнцефалограмму.

Детям с тиками следует соблюдать режим дня. Следует по возможности исключать необычные отрицательные и положитель­ные раздражители. Тики часто усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно при выключенном электричес­ком свете. Дело в том, что яркий мерцающий свет способен провоцировать изменения биоэлектрической активности головно­го мозга. Поэтому просмотр телевизионных передач детям с тиками должен быть максимально ограничен в течение 1-1,5 месяца. Такие же ограничения касаются компьютерных игр.

Существуют особенности психологической коррекции у детей с тиками. Основной целью в таких случаях является не столько уменьшение гиперкинезов, сколько улучшение социальной адаптации. Так как дети с тиками характеризуются низкой самооценкой и повышенной тревожностью, необходимо ободрять пациентов, внушать им веру в себя. Также необходимо объяснить родителям таких детей, что тики не произвольны. Это очень важно психологически, так как родные больного часто замечают, что иногда он может сдержать тик. В результате одни начинают считать тик болезнью, другие – распущенностью. Не имеет смысла сдерживать тики, также нельзя акцентировать внимание ребенка на гиперкинезах.

Особую роль в лечении тиков играет психотерапия. Для лечения тиков применяются следующие психотерапевтические ме­тодики: бихевиорист­ские (поведенческие) методы терапии, гипнотерапия, аутогенная тренировка, символодрама. Использование метода биологической обратной связи позволит ребенку научиться расслабляться и уменьшать не только тики, но и психоэмоциональное напряжение.

В лечении тиков используются транквилизаторы и нейролептики, оказывающие успокаивающее действие. Так как тики часто сочетаются с невнимательностью и школьными проблемами, то в комплексном лечении используются различные ноотропные препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга.. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

И еще: для улучшения состояния ребенка важно, чтобы родители сами по возможности были спокойны и жизнерадостны.


На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz