Как это делается в Англии
Автор - "Мышь"
Как в Великобритании организована система помощи детям с учебными проблемами вообще – и с СДВГ в частности, рассказывает Мелани Роуден, глава отделения поддержки учащихся международной школы Skola (Лондон).
У нас есть два специалиста по дислексии, специалист по грамотности, специалист по математике, арт-терапевт и логопед. Детей, которым нужна специальная помощь, в нашей школе примерно 20%, и в других британских школах их примерно столько же. Для них у нас существует система поддержки. Их сопровождают специалисты, которые могут находиться с ними на уроках. Сколько времени – решается в каждом случае индивидуально. С кем-то специалист будет находиться 100% его школьного времени, включая даже время на игровой площадке, с кем-то 55%. Дети очень разные, кому-то хватит десяти занятий в начале работы, а кого-то специалист будет сопровождать постоянно. Принимая ребенка в школу, мы внимательно изучаем документы из его прошлой школы, разговариваем с родителями, стараемся выяснить, какие у ребенка есть потребности. Иногда кому-то назначаем терапию. Все наши дети учатся в общем потоке. Мы иногда выдергиваем кого-то с занятий, отправляя на терапию, но это, как правило, один час в неделю, не больше. Они не проводят с врачами слишком много времени. Принимая ребенка в школу, мы сначала говорим с родителями и смотрим на документы. Потом проводим общее собрание всех терапевтов, где обсуждаем, что ребенку нужно. Впоследствии, если появится необходимость что-то изменить – изменим, система очень гибкая. Если логопед говорит, что ребенку не надо так много занятий, мы пойдем навстречу. Родители тоже участвуют в принятии решении. Иногда проблему выявляют уже в классе: учитель замечает, что ребенок медленно обрабатывает информацию, или у него снижены навыки распознавания какого-то вида информации, или есть проблемы с социальными навыками. Учитель подходит к нам и говорит, что с ребенком надо поработать. Мы извещаем родителей, что специалисты будут оценивать ребенка, определяя, есть ли проблемы. Бывает и так, что родители отказываются: «Нет, не надо его оценивать, все у него в порядке». Иногда это потому, что они не хотят, чтобы к ребенку приклеивали ярлыки, иногда -- из-за дополнительной цены: за специальную помощь приходится доплачивать. Если родители отказываются от оценки, то терапевт просто идет в класс и смотрит, что можно сделать прямо в классе, чтобы помочь ребенку. «Ярлыки» на самом деле – не такая уж и проблема. Сейчас специалисты стараются не лепить на ребенка сразу диагноз, они говорят осторожнее: у него есть трудности в такой-то области. Мы обычно говорим не «у вашего ребенка дислексия» или «он дислектик» -- а «ему поможет дополнительная работа над грамотностью». Мы просто описываем суть проблемы и способы ее преодоления, говорим с родителями по-дружески. И, как правило, родители говорят: да-да, отлично, лечите как считаете нужным. Что касается СДВГ – в таких случаях мы можем проконсультироваться со специалистом по поведению, привлекаем к совещанию учителя и родителя. При СДВГ самое главное – последовательность в том, что делается в школе и дома. Самая большая трудность у этих детей – они не укладываются во время, за которое должны выполнить задание, им трудно слушать и записывать информацию. Мы предлагаем учителям дополнительные подходы для использования на уроке: чтобы дети занимались одним видом деятельности не больше 15 минут, чтобы виды деятельности менялись. Иногда какие-то задания можно дать в аудиозаписи: ребенок слушает и отмечает галочками нужное, это не требует углубленного углубленного обдумывания и понимания в ограниченное время. Иногда приходится даже поменять для таких детей обстановку в классе: скажем, разрешить им сидеть на полу, на ковре, ходить из комнаты в комнату, из библиотеки в класс, в компьютерный класс. Они не могут сидеть и слушать, как им говорят-говорят-говорят, они учатся, исследуя. Их программа – та же национальная программа, по которой учатся все, но им позволяют больше искать, исследовать, решать загадки, их спрашивают, что им интересно. |