Черты СДВ(Г) у известных и талантливых людей

Автор - СДВГ мама



Принято считать, что синдром дефицита внимания (СДВ и СДВГ – с гиперактивностью) – это "ошибка природы". Но стал ли Томас Эдисон всемирно известным изобретателем назло его гиперактивности, невниманию и импульсивности или же благодаря этому? Почему симптомы СДВ так схожи с чертами, присущими "высоко творческим личностям"?

Немало известных, талантливых и высоко творческих людей обладали или обладают чертами характера, которые часто используются в описании СДВ. Это не означает, что у них есть (или был) СДВ. Многие одарённые люди так же нетерпимы к скуке, как и обладатели СДВ.

В этой статье мы не собираемся диагностировать известных людей, а лишь приведём факты из их биографий. Наша цель - опровергнуть стереотипы, связанные с СДВ.

Вспомните свои школьные годы. В каждом (!) классе были ученики, которых считали ленивыми, безголовыми тупицами, клоунами, хулиганами. Окружающие сулили им однозначно мрачное будущее: ничего путного из них не выйдет. Мы не станем выяснять, осуществились ли эти прогнозы. Возможно, некоторые из этих детей действительно не добились успехов в жизни, или, хуже того, сбились с пути. Но существуют и примеры, в том числе из жизни великих людей, доказывающие обратное. Однако мы также не смеем утверждать, что каждый школьный разгильдяй и тугодум станет великим учёным или известным предпринимателем. Но если ребёнок - мечтатель или нарушитель спокойствия в классе, - это не означает, что у него "не всё в порядке с мозгами", хотя немало врачей и учителей не согласятся с этим. Он может быть одарённой или творческой личностью, или попросту беспокойным человеком (и в этом нет ничего плохого!)

Помните, что на каждый минус найдется свой плюс. Большинство людей, страдающих СДВ(Г), отличаются такими качествами, как: харизма, неиссякаемая энергия, чувствительность и терпимость по отношению к другим людям, гибкость ума, здоровое и благожелательное чувство юмора. Благодаря поддержке окружающих, они могут правильно использовать эти качества и добиться замечательных успехов.

Мечтательность и невнимание

Многие творческие личности имеют репутацию мечтателей.

Роберт Фрост (американский поэт) был отчислен из школы из-за своего мечтательства. Возможно, во время своих мечтаний он писал стихи.

Франк Ллойд Райт (американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры) настолько углублялся в мир грёз, что его дядя был вынужден кричать на него, чтобы вернуть его на землю.

Никола Тесла (американский изобретатель в области электро- и радиотехники) обладал настолько развитым воображением, что представлял свои изобретения до мельчайших деталей, не производя записей или экспериментов, пока все проблемы не были решены.

Томаса Эдисона, автора рекордного числа (1093) запатентованных изобретений, так преобразивших жизнь человечества, в школе считали тупицей из-за его постоянного витания в облаках.

Дефицит внимания - наиболее важный диагностический критерий СДВ. Принято считать, что люди с СДВ мечтают, потому что они не могут сосредоточиться, что не совсем правда. Они не могут сконцентрировать своё внимание на скучном. Люди с СДВ чрезвычайно, иногда до боли, нетерпимы к скуке. Мечтательство умственно стимулирует сильнее, чем, к примеру, урок грамматики, а людям с СДВ умственное возбуждение необходимо больше, чем кому бы то ни было. Люди с СДВ могут очень сильно сосредотачиваться на своих мечтах.

Неспособность доводить работу до конца

Творческие люди обладают множеством разнообразных интересов и они склонны играть с идеями, иногда теряя интерес к одной идее, чтобы приняться за другую.


Леонардо да Винчи прославился своими картинами, но за свои 67 лет он смог создать только 17 живописных полотен, да и то некоторые из них не были завершены. Леонардо начинал множество проектов, но заканчивал только некоторые. Богатые боялись нанимать его для выполнения проекта, который он вполне мог оставить незавершённым. Фрейд утверждал, что причиной тому было то, что отец Леонардо отказался от него. Леонардо объяснял свою неспособность заканчивать проекты тем, что у него было слишком много интересов в самых разных областях.


Гиперактивность и импульсивность

В исследовании, проведённом в 1986 году, студенты, оказавшиеся в верхней трети таблицы результатов теста на выявление творческих возможностей, оказались значительно гиперактивнее своих товарищей из последней трети. У них обнаружили "избыток энергии": это выражалось в быстром разговоре, неугомонности, занятиях быстрыми играми и спортом, ярком энтузиазме, склонности нарушать правила, импульсивных действиях и нервных привычках.

Эрнест Хемингуей в возрасте пяти лет ворвался домой с новостью, что он сам утихомирил взбунтовавшуюся лошадь. Его дедушка был очень удивлен. "Запомните мои слова, дорогая Чампи, - сказал он внучке, - Об этом мальчике когда-нибудь ещё услышат. Если он применит своё воображение в хороших целях, он станет известен, но если он собьётся с пути - то с такой энергией он закончит тюрьмой".

Никола Тесла несколько раз чуть не утонул, едва не сварился заживо в чане с горячим молоком, был почти что кремирован и однажды был погребён (провёл целую ночь в старой гробнице).

Академическая неуспеваемость

Исследование, в котором принимали участие 300 выдающихся художников, показало, что некоторые из них не были хорошими учениками в школе.

Мировые гении – Ньютон, Эйнштейн, Эдисон и Пастер - отвратительно занимались в школе.


Учитель Томаса Алва Эдисона, возмущенный невнимательным, мечтательным и отвлечённым поведением мальчика, рассерженный его склонностью дремать во время лекций и рисовать в тетради вместо механического повторения уроков, дал ему подзатыльник и публично высмеял перед одноклассниками. "Однажды, - с горечью вспоминал Эдисон многими годами позже, - я услышал, как учитель сообщает школьному инспектору, что я безмозглый тупица, и не имеет более смысла держать меня в школе. Эта капля так переполнила чашу моего терпения, что я разрыдался, пошел домой и рассказал об этом матери". Его возмущённая мать "привела меня обратно в школу и сердито сказала преподавателю, что он не знает, о чем говорит, и что у меня больше мозгов, чем у него самого". Госпожа Эдисон забрала Томаса из школы и начала домашнее обучение, решив, что никакой формализм не должен ущемлять его стиль, никакие оковы не должны создавать помехи свободе действий и полёту его воображения.

Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком - частично из-за дислексии, проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении. "Он развивался в детстве медленнее обычного, - вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. - У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет". Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: "Ты никогда ничего не добьёшься...". Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. Наконец, заканчивая свою дипломную работу на учёную степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь посредственности.



Знаменитый математик Анри Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его признали имбецилом (личностью с необычайно слабо развитым интеллектом).


Уинстон Черчилль с самого начала обнаружил полнейшее нежелание учиться так, как учатся все дети. Он обладал великолепной памятью, но усваивал очень легко и быстро лишь то, что его интересовало. Всё, что ему не нравилось, он категорически не желал учить. Невзлюбив цифры с самых первых дней учёбы, он так никогда и не примирился с математикой. Уинстон терпеть не мог классические языки и за многие годы усвоил из латинского и греческого лишь алфавит, и то не очень твердо.

В семь лет его отдали в закрытую фешенебельную школу. Уинстон, уже к этому времени проявивший своё необычайное упрямство, обнаружил полнейшее нежелание считаться с жёсткими правилами внутреннего распорядка и дисциплины, которые с большим усердием насаждались воспитателями. Вскоре Уинстон на себе испытал, к чему ведет непослушание. Раз в неделю мальчиков собирали в библиотеке, отбирали самых строптивых из них и в соседней комнате безжалостно пороли. Естественно, что Вини вскоре получил свою порцию розог. Его перевели в другую школу, но и там преподаватели считали его самым упрямым и недисциплинированным учеником.
Очень плохие успехи Уинстона в школе глубоко огорчали его родителей. Отец пришёл к мысли, что сын недостаточно умён, чтобы сделать юридическую карьеру. Но если не юриспруденция, то что тогда? Утверждают, что принять решение помог случай. Уинстон любил разыгрывать военные сражения со своим братом Джоном. У него было до полутора тысяч оловянных солдатиков, которых он использовал с большой выдумкой и изобретательностью. Однажды отец зашел в комнату, где дети разыгрывали очередную битву. Увидев, чем заняты сыновья, он спросил Уинстона: "Кем ты хочешь быть?" - "Военным, конечно", - ответил сын. Это предопределило его жизненный путь на ряд лет. Отец надеялся, что для армии у Уинстона все-таки должно хватить ума. Поэтому последние годы в Хэрроу Уинстон обучался в классах, которые готовят учащихся для поступления в военную школу.
В 20 лет Черчилль был неудачником, который даже не сумел получить аттестат зрелости. Через пять лет о нём говорила вся Англия.

Частая смена места работы

Томас Эдисон начал работать на железной дороге в возрасте 13 лет. В течение следующих нескольких лет его увольняли или он сам оставлял многочисленные рабочие места в различных областях. В первый раз это произошло, когда во время химического эксперимента, над которым он работал, загорелся поезд. Его хозяин, шотландец, попросту выгнал мальчика из поезда, вышвырнув Томаса с вещами на платформу.

Различные стили исследования


В рассказах о юношеском любопытстве Томаса Эдисона постоянно идет речь о печальных последствиях его стремления открывать новые явления или подтверждать родившиеся у него теории непосредственным опытом: например, когда он исследовал гнездо шмелей на пашне, на него набросился разъярённый баран. Решив, что птицы умеют летать потому, что они едят червей, он сделал пюре из червей с водой и убедил соседскую девочку выпить эту смесь. Она заболела, а его выдрали.

Эйнштейн, вместо слов или математических формул, мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений. Вербальные и математические плоды этих раздумий появлялись лишь после самого главного - творческого осмысления проблем.
В своих последних автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто мечтал о чем-то. "А что, если... - подумал он тогда, - лететь рядом с лучом света с его же скоростью?" Нормальные взрослые, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это и имел в виду Уинстон Черчилль, когда говорил, что "много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше".
Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведёт его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине.

Поиск сенсации

Творческие личности ищут разнообразие и интенсивность в жизни. Это сказывается в их тяге к экспериментированию, гибкости, чрезмерной энергичности, предпочтении трудностей, шаловливости, восприимчивости к новым и новейшим идеям и экспериментам.


Библиография:
http://borntoexplore.org/famous.htm
http://krylov.sc.ru/leonardo/
http://www.richdad.ru/books/school.html
http://www.bookap.info/razvit/geniy/gl2.shtm
http://www.peoples.ru/state/king/england/churchill/#history
http://www.dwelle.de/russian/archiv_2/gm010200.html


На главную страницу
Rambler's Top100
Hosted by uCoz