Словарь терминов


Подготовила СДВГ мама


А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

Алалия (от греч. a – отрицат. частица и lalia – говорю) – нейропсихологический симптом, который характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Анамнез (от греч. anamnesis – припоминание) – совокупность сведений о болезни и развитии ребенка. Такие сведения используются при установлении диагноза.

Апраксия (от греч. a – отрицат. частица и praxis – действие) — нарушение произвольных действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

"Двойное слепое", или "двойное замаскированное" исследование – исследование, в котором ни участники, ни персонал не знают, кто получает экспериментальное, а кто стандартное лечение или плацебо.

Диагноз, Диагностика (diagnosis) – определение природы заболевания путем учета объективных и субъективных признаков (симптомов) болезни, медицинского анамнеза и в случае необходимости - данных лабораторных и рентгенологических исследований.

Диагностика дифференциальная (differential diagnosis) – диагностика состояния здоровья по наличию у больного определенных объективных и/или субъективных признаков (симптомов), которые могут иметь место при различных заболеваниях.

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Дискалькулия (dyscalculia) – нарушение навыка счета, которое проявляется в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток.

Дислексия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, lego – пишу) – частичное расстройство процесса чтения, выражающееся в побуквенном, угадывающем характере чтения, разнообразных искажениях звуковой и слоговой структуры слов, аграмматизме, недостаточном понимании прочитанного.

«Зеркальное» письмо – расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью развития пространственных представлений.

Контрольная группа в исследовании – группа, члены которой получают стандартное лечение болезни или плацебо.

Коррекция – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

Логопедия (от греч. logos – слово и paideia – воспитание) – отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления.

ММД – минимальная мозговая дисфункция.

ММП – минимальные мозговые повреждения.

Многоцентровое исследование – клиническое исследование, проводимое в соответствии с единым протоколом в нескольких исследовательских центрах несколькими исследователями

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Навыки – автоматизированные действия, подконтрольные сознанию и выработанные путем многократного повторяемых упражнений.

Неврозы (от греч. neuron – жила, нерв) – пограничные нервно-психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. Среди неврозов принято выделять неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Неврология (neurology) – наука, изучающая строение, функции и заболевания нервной системы (в том числе головного и спинного мозга, а также всех периферических нервов).

Невропатология – наука о болезнях нервной системы.

Нейромедиатор, нейротрансмиттер (neurotransmitter) – химический посредник, освобождающийся из пресинаптического нервного окончания и передающий нервный импульс в синапсе постсинаптическому окончанию, мышечному волокну или железе, которые эти нервы иннервируют. Основными нейромедиаторами в периферической нервной системе являются ацетилхолин и норадреналин (секретируются нервными окончаниями симпатической нервной системы). В центральной нервной системе наряду с ацетилхолином и норадреналином, нейромедиаторами являются допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота и некоторые другие вещества.

Патогенез – раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезней.

Персеверация (от лат. рег severatio – упорство) – навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации.

Плацебо (от лат. рlасеbо – понравлюсь) – препарат, которой не имеет физического действия на тот или иной симптом, но по внешнему виду (запаху, вкусу) имитирует лекарство. Применяется для контроля при клиническом исследовании действия новых препаратов, когда одной группе больных дают плацебо, а другой истинное лекарство.

Плацебо-эффект – изменения в состоянии больных под действием плацебо, которые основаны только на психотерапевтическом воздействии.

Пренатальное развитие – внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика.

Психиатрия (psychiatry) – раздел медицины, в котором изучаются различные психические заболевания (их диагностирование, лечение и предупреждение).

Психика (от греч. psychikos – душевный) – форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека.

Психотерапия (от греч. psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение) – оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной и групповой формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

Психотропный (psychotropic) – термин используется по отношению к лекарственным веществам, которые влияют на психические функции человека. Антидепрессанты, седативные средства, раздражающие вещества и транквилизаторы относятся к психотропным средствам.

Ритмы мозга (от греч. rhytmos – равномерное чередование) – спонтанная электрическая активность мозга. В том или ином психологическом состоянии меняется набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму. В электроэнцефалограмме можно выделить следующие ритмы: альфа, бета, гамма, дельта, тета. При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) — низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфа–ритм, снижается частота и амплитуда бета–ритма, нарастают дельта– и тета–ритмы. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бета–ритм (15 Гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бета–ритм (30 Гц) — о наркотическом опьянении, низкий тета–ритм (4 Гц) — о глубоком сне.

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Возможен также СДВ – синдром дефицита внимания без гиперактивности.

Синдром (греч. syndrome – сочетание) – сочетание субъективных и/или объективных симптомов, образующих клиническую картину какого-либо определенного заболевания.

Синдром Жиль-де-ла-Туретта (Gilles de la Tourette syndrome), Синдром Туретта (Тоurette's syndrome) – возникновение сильных и множественных тиков у человека, наряду с тиком голосовых связок, одышкой и непроизвольно непристойной речью.

"Слепое", или "замаскированное" исследование – исследование, при котором участники не знают, в экспериментальной или контрольной группе они находятся.

Тик (tic) – многократно повторяющиеся непроизвольные судорожные движения, сложность которых может меняться от простого подергивания мышцы до трудновыполнимых, хорошо скоординированных движений.

ТОВА (TOVA - Test of Variables of Attention) - компьютерный тест непрерывной деятельности, основанный на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур, позволяющий оценить состояние внимания по отношению к нормативным данным и включающий три показателя: степень внимательности (ошибки, связанные с пропуском значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки при реагировании на незначимые стимулы), время ответа.

Трудности обучения - трудности в приобретении и применении навыков речи, чтения, письма, вычислений, нарушения внимания, памяти, моторики, визуального восприятия и др. (например: дисграфия, дискалькулия, дислексия). Иногда выявляют проблемы поведения в области самоконтроля, общественного восприятия и взаимодействия.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Фрустрация у детей – негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какого–либо действия. Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.

Электроэнцефалография (electroencephalography) – метод записи электрической активности различных отделов головного мозга, которая преобразуется в соответствующую кривую, называемую электроэнцефалограммой (ЭЭГ) (electroencephalogram – EEG). Прибор, с помощью которого выполняется электроэнцефалография, называется энцефалографом (encephalograph). Электроэнцефалограмма с помощью ряда характеристик отражает состояние головного мозга человека и уровень его сознания. Электроэнцефалография применяется главным образом для диагностики и определения участков головного мозга, пораженных эпилепсией.

Этиология – учение о причинах.


Библиография

  1. http://www.dyslexia.ru/out.php?id=86
  2. http://www.neuro.net.ru/bibliot/b007/
  3. http://psi.webzone.ru
  4. http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm
  5. http://www.osp.ru/doctore/2003/04/075.htm
  6. http://www.add-syndrome.co.il/

На главную страницу Rambler's Top100
Hosted by uCoz