Что такое индивидуальная программа обучения (IEP-Individualized Education Program)?
Автор – Евразия (США)
Индивидуальная Программа Обучения (ИПО) – это документ, отражающий годовые цели и задачи по определённым предметам, поставленные перед учеником и его учителями. Чтобы обучаться по ИПО, нужно соответствовать определённым критериям, которые разработаны департаментом специального образования. Проще говоря, ребёнок должен испытывать учебные трудности в одной или нескольких областях. Такими трудностями могут быть низкая способность удерживать внимание на определённом задании, низкая способность замечать и учитывать детали изучаемого материала, слабая переработка информации, медленная переработка информации, нарушения чтения, письма и вычислений. Любая из этих причин может послужить поводом для направления на специальную оценочную комиссию. Она проводит тестирование и, собственно, определяет основные трудности, мешающие усвоению и воспроизведению учебного материала. Приспособления В зависимости от того, какие именно трудности испытывает ученик, подбирается индивидуальный способ работы с ним. Применительно к каждому отдельному ученику напротив нужного пункта отмечается крестиком в квадратике именно то, что подходит данному ученику и то, что ему нужно в процессе обучения. Этот раздел включает следующие подразделы: Местонахождение ученика:
Способ предоставления задания:
Инструкции учителей :
Другое:
Материалы :
Поведение:
Поддержка персонала:
Этот подробный перечень приспособлений (соответствий, модификаций) позволяет определить индивидуальный способ обучения ребёнка, который поможет ему наилучшим образом осуществлять свои возможности. Участие в тестировании На отдельном листе помещается информация о том, в каких тестах или экзаменах ученик будет (или, наоборот, не будет) принимать участие в текущем году. Здесь точно также расписывается всё подробно по подразделам, крестиком отмечается то, что подходит конкретному ученику. На мой взгляд, такая система отметок очень удобна. Учителя, родители, сам ученик, любые специалисты, имеющие отношение к ИПО, сразу видят всю картину в целом и одновременно то, что нужно. Пишется, что ученик примет участие в стандартном тесте общего потока или альтернативном тесте (тоже стандартном, но не общего потока). Если отмечается, что в стандартном, то за какой класс, далее – по какому предмету. Отмечается также, что ученик примет участие в тестировании с приспособлениями и модификациями или же без них, как все остальные ученики. Наличие модификаций не влияет на оценку. Тест дается одинаковой сложности для всех. Именно в этом классе и по определённом предмету или по всем предметам может не быть стандартных тестов. Их просто нет по расписанию в этом году. Тогда отмечается, что ученик в этом году не в том классе, чтобы проходить тестирование. Отмечается также, будет ли ученик принимать участие в контрольных работах или нет. Если ученик не будет принимать участия в оценочных тестах, указывается причина. Например, модифицированная программа не включает в себя всего материала, который содержится в тесте. Все эти достаточо скучные перечисления на деле очень удобны для пользования. Учителю достаточно заглянуть в свою копию ИПО и ещё раз уточнить то, что необходимо. Приспособления на тестировании На этой страничке сначала указывается, что приспособления/модификации, указанные ниже, необходимы данному ученику для участия в тестировании. Далее опять идет перечисление всех этих приспособлений и отмечается то, что нужно. Среди всех перечисленных такие приспособления, как:
Диагноз На отдельном листке делается пометка о диагнозе ученика или к какой группе расстройств он относится.
Далее следует:
В общем и целом, индивидуализированная программа обучения – это несколько перегруженный документ. Одна и таже информация может повторяться на другой странице, но уже в другом виде. Если не обращать на это внимание и пользоваться только листами, содержащими конкретную информацию, то можно сказать, что ИПО пользоваться удобно. Цели и задачи Несколько листов занимают цели и задачи по конкретным предметам Ставятся общие цели и конкретные задачи на текущий год по предметам, которыми ученик будет заниматься в специализированных классах. Встреча ИПО ( IEP ) Один раз в году, чаще всего в апреле-мае, проводится очередная встеча ИПО. На ней присутствуют учителя, специалисты, родители, часто директор школы. На ИПО-встречу могут приглашаться любые специалисты, имеющие отношение к состоянию или проблемам обучения данного ребёнка. Администрацию школы ставят в известность об этом заранее. На этой встрече подводятся итоги уходящего учебного года. По каждому предмету учитель/учителя предоставляют на рассмотрение “Настоящий уровень навыков и знаний”. Рассматриваются также насущные проблемы. Например: поведение ребёнка в классе, как он реагирует на ту или иную модификацию или методику обучения, есть ли какие-либо другие проблемы. На основании этого определяются и записываются цели и задачи на следующий год. Кроме того, определяется степень участия в общеобразовательных программах, пересматриваются приспособления и модификации к программам, приспособления в классной комнате. Цели и задачи зачитывает учитель. Родители соглашаются или не соглашаются, обосновывая каким-то образом своё несогласие. Родители имеют право также добавлять какие-то задачи, если они считают, что ребёнок дома с этим справляется. Если у ребенка есть трудности обучения или аутизм, часто бывают расхождения в том, как он выполняет то или иное задание дома и в школе. Дома, как правило, ребёнок работает лучше. Родители должны предоставить доказательства тому, что ребёнок справляется с заданием или справляется с этим заданием гораздо лучше, чем об этом думают учителя. Из моего личного опыта: мне приходилось даже просить вызывать моего сына из класса, я становилась у него сзади и клала левую руку на правое плечо, чтобы включить его внимание как следует. Он выполнял определенные задания в присутствии учителей. Это были именно те задания, с которыми он, по их мнению, справлялся плохо. То есть мы проводили наглядную демонстрацию того, что иногда надо просто изменить условия выполнения задания и немного по-другому помочь ребёнку. |