Загадка твоих учебных трудностей
Учимся понимать себя и защищать себя Автор Доктор Скотт Л. Крауз
Перевод - Мышь
Глава 4 Чтобы сделать следующий шаг к разгадке, мы должны исследовать темные и опасные пещеры твоего мозга. Мы пойдем теми же путями, по которым идет информация, чтобы понять, как работает твой мозг. Надень перчатки… это дело не очень чистое… Как мы выяснили, наличие учебных трудностей означает, что информация «застревает» или искажается, когда проходит через твой мозг, то есть обрабатывается им. Вход в мозг: каналы чувственного восприятия Информация поступает многими разными способами, но сначала попадает в мозг через пять каналов сенсорной обработки, пять чувств:
Эти каналы – первая область, где могут возникнуть проблемы с обработкой информации.
Очень важно! Сенсорная обработка информации – это совсем не то же самое, что хорошее зрение или хороший слух. Человек с проблемами обработки зрительной информации видит не хуже других, но его мозг с трудом улавливает смысл в визуальной информации. Такие школьники понимают информацию на слух гораздо быстрее и лучше. Другой канал чувственного восприятия – через запах, вкус, прикосновения – может быть важной альтернативой. Они редко бывают (если вообще бывают) главной областью, обусловливающей учебные трудности, связанные с обработкой информации. Особенно важно осязание, о котором мы поговорим впоследствии, когда займемся исследованием обработки «осязательной» информации. А сейчас присмотримся к обработке визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) информации. Под обработкой визуальной информации мы понимаем то, насколько хорошо твой мозг может этой информацией пользоваться. Когда ты видишь что-нибудь, особенно что-нибудь сложное, -- понимаешь ли ты это быстро и легко? Можешь ли ты «зрительно представлять себе» что-то (картинки, очертания, слова) в голове? Можешь ли запомнить информацию, которую ты увидел? Обработка визуальной информации – это способность
Людям, которые испытывают затруднения в обработке визуальной информации, зачастую тяжелее всего дается математика и правописание, потому что им трудно «представить себе» слова, буквы, символы и т. п. Конкретные проблемы могут быть такими: Как ты считаешь, трудно или легко тебе дается обработка зрительной информации? Обработка аудиальной (слуховой) информации – это то, насколько хорошо ты понимаешь на слух. Можешь ли ты улавливать все сказанное, когда люди говорят быстро? Легко ли ты различаешь голоса (даже по телефону)? Можешь ли представить себе мысленно звучание голосов знакомых людей? Запоминаешь ли информацию, которую слышишь? Обработка слуховой информации подразумевает: Люди с общими трудностями в обработке слуховой информации, чаще всего испытывают наибольшие трудности с чтением, письмом и языком (пониманием и выражением). Если конкретно, трудности могут быть такими: -- чтение:плохое распознавание новых слов плохое понимание -- письмо: плохое правописание/плохая механика плохая структура предложения -- общение: трудности с выражением мыслей и передачей информации вслух плохое восприятие языка -- общие навыки: трудно выполнять устные указания трудно учиться лекционным способом (от себя я бы добавила: трудности с аудированием при изучении иностранного языка трудности с пониманием информации на фоне шума – тяжело разбирать речь при работающем телевизоре, например, или льющейся воде -- Прим. переводчика). Как по-твоему, трудно или легко тебе дается обработка слуховой информации? Не забудь!!! Обработка слуховой и зрительной информации – это гораздо больше, чем способность видеть и слышать. Важно еще и то, насколько хорошо твой мозг может понять и применить информацию после того, как ты ее воспринял глазами или ушами. Два главных канала обработки когнитивной информации: Мы помним, что слово «когнитивный» происходит от слова «познание». Левое полушарие: Последовательная, логическая обработка – это главная система сортировки в твоем мозге. Эта работа выполняется в левом полушарии. Она включает в себя организацию и запоминание конкретных битов информации, включая факты, цифры и формулы. Правое полушарие: Концептуальная/целостная обработка информации включает создание «общей картины», выявление общих законов и лежащих в основе информации концепций. Все это используется для мышления высшего порядка, творчества, рассуждения. В целом, правое полушарие мозга отвечает за большую часть мышления, рассуждения, творчества. Левое полушарие организует эти мысли и идеи для эффективного хранения и выражения. У большинства людей обе части мозга очень хорошо работают вместе. Но у многих школьников с трудностями обучения одна часть мозга работает лучше, чем другая. Это вызывает проблемы с усвоением информации определенного рода. С другой стороны, если твое левое полушарие работает лучше (или быстрее), чем правое, то ты хорошо запоминаешь или организуешь подробную информацию, но с трудом создаешь новые идеи или понимаешь общие концепции. Теперь давай посмотрим, как эти две области обработки информации влияют на твою учебу. Последовательная/организационная (левополушарная) обработка информации включает в себя:
Тем, кто испытывает трудности с общей последовательностью/организацией, часто труднее всего даются чтение, вычисления, выразительная речь и механика письма. В частности, проблемы могут возникнуть с А тебе легко дается последовательная/организационная обработка информации?
Концептуальная/целостная обработка информации включает в себя: :
Те, кто испытывает трудности с общей концептуальной/целостной обработкой информации, обычно довольно хорошо учатся в младших классах, но позднее им становится трудно понимать прочитанное, решать математические задачи и писать творческие работы. Конкретные проблемы могут возникать с А тебе легко или трудно дается концептуальная/целостная обработка информации? Последняя область, которую нам осталось исследовать, -- это скорость обработки: насколько быстро информация проходит через твой мозг. Все школьники с учебными трудностями имеют какие-то проблемы со скоростью обработки информации, когда им приходится обрабатывать информацию, проходящую через их «самый слабый» орган чувств, или канал. Но у других школьников с учебными трудностями общая проблема со скоростью обработки влечет за собой трудности со всеми каналами. Скорость обработки влияет на:
Людям, испытывающим общие трудности со скоростью обработки информации, часто тяжело дается учеба во всех областях, поскольку они неспособны быстро обрабатывать информацию всех типов. Конкретные трудности могут возникать с А у тебя есть проблемы со скоростью обработки информации? Сенсорное + Когнитивное = Идеальное партнерство
Очень важно! Каждое задание, которое ты выполняешь, требует комбинированной – и сенсорной, и когнитивной – обработки информации. Помни: любая информация сначала попадает в мозг через как минимум один орган чувств, затем отправляется в области когнитивной обработки для понимания и хранения. Так что используются оба типа обработки. С другой стороны, если тебе трудно запоминать номера, которые тебе кто-то диктует, проблема может быть вызвана слабостью обработки слуховой или последовательной информации. Вот еще пример. Представь себе, что ты только что стал свидетелем ограбления банка. Давай перечислим, что ты заметил с помощью разных типов обработки информации, которые участвовали в этом процессе
Похоже, твое свидетельство помогло поймать опасного преступника. Из этих примеров видно, что конкретные наблюдения требуют «последовательной» обработки информации, а общие наблюдения более «концептуальны». Очень важно! Если у тебя ослаблен один канал восприятия, другие становятся сильнее, для того, чтобы его компенсировать. Например, если обработка слуховой информации слаба, то обработка зрительной обычно бывает достаточно сильна. Если ослаблена последовательная обработка, то сильной будет концептуальная. Эта связь станет очень важной, когда мы станем рассматривать способы сделать учебу более легкой для тебя. Итак, мы обнаружили, что главные области, где возникают трудности с обработкой информации, – это Мы узнали, что каждое учебное задание требует совместной работы как минимум одной области обработки чувственной информации и одной области когнитивной информации. Некоторые задачи требуют разных типов обработки информации одновременно! А как насчет обработки осязательной информации? Многие специалисты по учебным трудностям считают, что для школьников, которые их имеют, очень важна осязательная информация. Это обучение через прикосновения, ощущения, движение. И действительно, многие школьники с учебными трудностями очень хорошо учатся, когда задействован этот канал восприятия. Однако обработка осязательной информации – это не отдельная область, а комбинация обработки осязательной и концептуальной/целостной информации. Другими словами, учащийся, у которого сильна обработка концептуальной информации и хорошо развито осязание, будет очень хорошо учиться при помощи своих ощущений. Но, поскольку школа дает очень мало «осязательной» информации, эта область обработки информации не считается причиной учебных трудностей. Но, конечно, ты можешь оказаться очень хорошим «осязателем». Итак, сыщики! Поскольку обработка информации – это ключ к разгадке, то кажется, что загадка решена? Правильно? Продолжим? Проверочные вопросы:
Рабочий лист: Обработка информации Поставь на линии крестик там, где, по-твоему, должна стоять оценка твоих навыков в каждой области.
|